Адаптивная методика обучения шахматам от 4-х лет и старше


Исследование возможностей детей от 4-х лет и старше к обучению шахматам, является для меня главной задачей вот уже много лет. Я разделила все увиденные мной факты на три группы. В первую группу вошли факты, зависящие от возрастных осбенностей и возможностей, как позитивных так и отрицательных. Вторую группу образовали индивидуальные особенности обучающихся, которые составляют индивидуальный стиль мышления. Третья группа наблюдаемых фактов зависит от гендерных различий. Но есть еще одна группа. Я ее назвала общечеловеческой особенностью реагирования на шахматный материал. Все обучающиеся впервые шахматам испытывают потребность в смысле и в понимании совершаемых действий. В этой группе есть исключение, но оно только лишь подтверждает правило. Это люди шизоидного типа обожающие обилие специфической информации, каковой по сути и являются шахматы. Остальных это приводит в шок и вызывает быстрое перенасыщение. Зная этот феномен восприятия шахмат обычными людьми, я и выстраиваю постепенное знакомство со спецификой шахматного материала.

Приклчения юного принца

Одним из самых специфичных шахматных разделов является тактика. Я помню как я была поражена тому как дети новички затрудняются найти две фигуры на одной линии. Я поняла, что данный навык не привычен для детей в повседневной жизни, отсюда и такие сложности. Со временем, выполняя такие шахматные задания у них происходит адаптация в виде образования новых нейронных связей, которые увеличивают объем и мощность оперативного мышления. Это открытие вдохновило меня на написание второй сказки «Приключения юного принца», посвященной обучению элементарной тактике с развернутой ориентировочной деятельностью.

Для ознакомления публикую вторую главу своей сказки.

2   Поединок с рыжим котом

Он внимательно огляделся вокруг и увидел, что находится на самом верху шкафа в незнакомой комнате. Рядом со шкафом было окно, занавешенное легкими сетчатыми шторами. Напротив окна стояло кресло, на котором дремал огромный рыжий кот. Рядом с креслом горел камин, распространяя блаженное тепло по всей комнате. Время от времени кот приоткрывал глаза, а затем опять погружался в дрему.

        Принц смело прыгнул со шкафа и ухватился за карниз штор. Он стал аккуратно спускаться, вставляя носки ботинок в отверстия сетки штор. Кот сразу встрепенулся. Его заинтересовало происходящее. Несколько прыжков, и он очутился возле окна. Принц заметил кота, сидящего внизу на полу. Намерения рыжего кота ему показались явно недобрыми. В кошачьих зеленых глазах светился хищный блеск. Кот встал на задние лапы и стал бить по шторе то левой, то правой лапой. «Ой-ой-ой!» — закричал принц. Но его крики только еще больше раззадорили кота. Тот явно вошел в охотничий азарт. Принц испугался громадного зверя. И тут он вспомнил наставление своего мудрого отца, что страх затуманивает голову и лишает человека разума. В таком состоянии невозможно принимать правильные решения.

       Принц несколько раз глубоко вздохнул и спокойно выдохнул. Он успокоился и стал наблюдать за котом. Рыжий не прыгал на шторы. Очевидно, ему не раз за это попадало, и он выучил этот урок. Принц понял, что напоминало ему движения кота – ход шахматного коня! Он увидел внизу подоконник, прикрытый по краям плотной занавесью, за которой он мог спрятаться. Мальчик так рассчитал маршрут своего спуска по сетчатой шторе, чтобы кот промахнулся, и он успел бы спрятаться. Расчет оказался верный и принц спрыгнул на подоконник и успел укрыться за плотной шторой. Кот покрутил головой, но интересующий его объект внезапно исчез. Он повернул и прыгнул обратно в кресло, стоящее у камина, и опять задремал или сделал вид, что спит.

«Надо выбираться из этой комнаты»: — подумал принц

«Но, как? Пока здесь находится этот рыжий зверь, сделать это было невозможно.»

Принц загрустил, но вдруг почувствовал холодок. Створка окна была немного приоткрыта и оттуда шел холодный воздух.

«Я стою на сквозняке, могу простудиться. Если я сдвинусь, то меня увидит кот. Что же мне делать? Хотя, кот тоже не любит сквозняков. А что, если я открою окно пошире, тогда сквозняк станет сильнее и доберется до кота, так как кресло с котом находится напротив двери».

Принц протиснулся в щель и уперся ногами и руками в откос и створку окна. Створка распахнулась и сразу стало очень холодно. Принц поплотнее закутался в штору, а кот пару раз дернул усами, потом скрутился в клубок, но это ему не помогло. Он завозился на кресле, потом спрыгнул на пол. Поддел лапой дверь, чтобы она открылась и выбежал из комнаты.

Принц спустился по занавеске как по канату и спрыгнул на пол. Рядом стоял шкаф, а в самом углу под ним стоял какой-то предмет. Принц присмотрелся и увидел, что это было какое-то приспособление на четырех колесах и напомнило ему карету, в которой он катался в детстве. Он подошел поближе и забрался внутрь. Возле его руки находился рычаг, а под ногой педаль. Он нажал ногой на педаль, и машина поехала. От неожиданности он схватился за круг, который был перед ним. Принц накренился и руль повернулся вместе с ним, и машина сделала поворот. Принц догадался убрать ногу с педали, и машина остановилась. Ага вот как нужно управлять этой самоходной каретой. Принц нажал на педаль и направил машину в сторону открытой двери. Наконец он выехал в коридор

Пример выполнения задания на сквозной удар.


1. Найди две черные фигуры на одной линии. Обведи их в кружок.

2.Проведи через них линию. Это поможет выбрать нападающего.

3. Проверь не попадает ли твоя фигура под бой.

4. Если попадает, то придется поискать безопасное поле или другую пару фигур.

5. Пешка это не фигура.

Почему в этой позиции не надо нападать на черного короля и ладью, стоящих на одной линии?

Выполни сквозной удар на две черные фигуры, находящиеся на одной линии.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *