Автоматизация навыка решения задач у детей от 4х лет

Развернутый метод с применением красных и зеленых квадратов детьми при решениии задач нахождения мата в один ход является достаточно трудоемким способом для детей и педагога. Зачем же тогда его применять? Во первых этот метод я использую не так уж и много. Всего несколько занятий в начале обучения матованию короля. Потом я использую сокращенный способ, позволяющий быстро автоматизировать этот навык . Этот способ состоит в том, что я прошу подвигать короля и сказать куда он может пойти. Таким образом дети определяют свободную линию в доме короля.

Дети видят у короля только одно свободное поле, без учета поля , на котором он находится

Иногда дети затрудняются и впадают в ступор. Тогда я спрашиваю у ребенка : «Как ты думаешь, сколько свободных полей в доме короля?» Если ребенок отвечает , что всего одно поле, то становится понятно в чем он затрудняется. Дело в том, что одно поле является частью многих линий и этот факт препятствует нахождению нападающей фигуры ны короля. Я отвечаю ,что в доме короля два свободных поля, учитывая поле на котором находится сам король. Два поля образуют конкретную линию и поэтому легко определить соответствующего нападающего на короля. Очень важная тонкость на которую следует обратить внимание.

Самый важный довод для использования развернутого метода в начале обучению матования короля в отличии от традиционного ( поставь шах и убедись, что мат, а если не мат, то ищи другой шах) это то, что применяемый алгоритм можно перенести во внутренний план действия и предложить учащимся второго года обучения или старше шести лет попробывать решить задачи в уме с опорой на шахматную запись решаемой позиции. Обычно для этого я использую малоформатные шахматные доски размером пять на пять.

Например, в позиции где белый король находится на с4, белая ладья на а1 , еще одна белая ладья на е4 при черном короле на с2 . Просим учащихся представить себя в роли черногот короля и подвигаться им для определения свободной линии. Ответом является, что у черного короля свободна вторая горизонталь. Определяем свободную ладью на е4 и ставим ею шах и мат на е2.

Естественно, что решая с детьми мат в 1 ход, мы также хотим перейти к решению задач в два хода, в том числе основанные на осознание и преодоление трудности предъявляемой задачей.

Например механизм задач линейного типа основан на дополнении друг друга стажника и нападающего. В задаче- белые: Крd5, Ла5, Ле5, черные: Крd1, спрашиваем учащихся как затруднить черному королю выход на вторую горизонталь? Ответом служит ход 1. Ла5 — а2 , черный король уходит на с1. Свободная белая ладья е5 идет на е1 и ставит мат.

В следующей задаче -белые: Крd5, Лb5, Ле5, Черный Король а1. Спрашиваем: « Какая свободная линия в доме черного короля?» Ответ — вертикаль а. « Какая свободная ладья может попасть на эту линию?» Ответ ладья е5 свободна, так как ладья b4 работает стражником. Для этого ей сначала надо пойти на е4, а потом на а4 и поставить мат.

Таким образом использование развернутого метода закладывает прочный фундамент универсального навыка в решении задач.



Обновлено: 20.02.2020 — 13:51

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *