Этот автор сделал мой день

Все материалы я размещаю в этой статье с разрешения автора Игоря Брыгова. У людей есть очень много идей о том как написать учебник по шахматам для детей. Недавно меня познакомили с новой концепцией юморно-философической, но на полном серьезе. Такое разве бывает? — спросите вы. Смотрите сами.

Первое на что я обращаю внимание, в какой очередности автор знакомит с шахматными фигурами своих читателей. В данном учебнике это король. Когда я спросила не рановато ли начинать учить детей ходу короля, обгоняя все остальные. Автор вскричал: « Всенепременно с королей!» В следующей главе к монарху подтянулась пешка. Ну что ж подумала я, логично составить одинокому джентельмену компанию. Я напомню это было в четвертой главе. Вы не поверите. Автор как истинный театрал готовил апофеоз с превращением пешки целых десять глав. Только в четырнадцатой главе учащийся узнает, что пешка превращается, превращается пешка ... в ферзя!

В четырнадцатой главе пронесся целый ураган знаний. Ценность фигур смешалась с энергией хода, что в итоге привело к мату лишним ферзем. Лишний в смысле ненужный, а если нужный, то он не лишний — ведь так? Что-то я запуталась. Это на меня так повлиял энергетический поток идей. Я представила себя на месте какого- нибудь первоклассника и почувствовала себя унесенной этим потоком далеко в безизвестную даль. Борьба ферзя против ферзя, возможности и размышления ну очень звучит интригующе. Я понимаю ферзь против короля и пешек. Хотя короли тоже ведь борятся друг с другом если им нужно оппозицию захватить. Понятно, ферзи наверное в коневую оппозицию встают, ну и толкаются до потери пульса.

Как говорится это были цветочки. Автор разбушевался не на шутку. С 16 по 22 главы он грозно вопрошает своих читателей : " Есть ли у вас план? А умеете ли вы считать? Атаковать и защищаться? " Разбираются также зависимости и манипуляции со временем.

Встреча с призраком. Умеет же заинтриговать.

В награду за пройденные мучения автор знакомит с новой фигурой. Угадайте какой. Может вы подумали про ладью или там слона? Нет. Если уж издеваться то по полной программе. Тогда это конечно конь. Апофеоз нас ждет в самом конце. Угадайте какой вид матования короля нам предлагает изучить автор? Вы наверное подумали про линейный мат. Вот это настоящий апофеоз учить детей мат слоном и конем. Название последней главы звучит просто устрашающе. Автор обещает , что это не последняя встреча с ним. Бедные дети будут целое лето проводить в страхе, думая, что еще придумает наш автор.



Обновлено: 29.05.2020 — 01:29

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Алексей Галай

    Осталось спросить у детей школы 1532: насколько их тревожит ожидание новой встречи с преподавателем шахмат И. Брыговым? А вдруг — вообще не тревожит? Что я вижу по оглавлению: автор — большой оригинал. Но это не приговор программе. Приговор программе — это если дети по завершению школьного курса к шахматной доске больше не подходят.

    Нарушен ли принцип "от простого к сложному" — по оглавлению не могу судить. Моё предположение — нет. Предполагаю, что короля он даёт на первом этапе без понятий шах-мат-пат-рокировка. Это просто. Затем эндшпиль король и пешка против короля — просто. Слона и ладью даёт в связке с ферзём, коня изучает последним. Мат конём и слоном — наверняка в режиме демонстрации, с упором на взаимодействие коня и слона. Дети не мат должны ставить, а понять что такое "крендель". А это, наверняка, всего лишь синоним "Пшепюрки", "бутерброда"... как только не называют позицию конь и слон через клетку. Я, например, бреднем (сеточкой) называю, любое расположение коня и слона, образующее плотную завесу на пути короля.

    1. Когда эндшпиль был прост для новичков?  Переворачивать все с ног на голову это теперь называется оригинальность?. Автор имеет право на свою точку зрения. Но не надо это преподносить, как учебник для детей начальной школы. Назвал бы просто

      " Размышления  у школьного порога по поводу шахмат" или еще что-нибудь в этом духе. Было бы здорово, оригинально. Пока автор не проверил изложенную технологию реально на детях и не утвердился бы в ее правильности и в работоспособности он не имеет право называть свое творение учебником для детей.  Хотя я знаю для чего написан этот "учебник". Эта книга призвана выполнить селекционный отбор . Умные в одну сторону, все остальные лесом. КАждый тренер бюджетного кружка изобретает свой селекционный подход. У нашего автора вот такой оригинальный способ.

      1. Алексей Галай

        Во-первых, с текстом книги я не знаком. Потому сужу только по оглавлению. Я в принципе мог бы по этим заголовкам составить годный ознакомительный курс именно и только для начинающих, заменив все не имеющие к шахматам выражения своими. Но — двухлетний (1 час в неделю), ибо теорию надо разбавить практикой.

        Эндшпиль. Именно с него рекомендовал начинать изучение шахмат Х.Р. Капабланка. Автор лишь следует совету классика. Эндшпиль Кр+Кр+ кто-то третий — простейший из возможных. Начинать изучение шахмат с позиций Л+Л vs Кр, Ф + Кр vs Кр, Л + Кр vs Кр, и в том числе Кр + пешка vs Кр — вполне допустимо. Я — смогу объяснить начинающему (7+) как проводить пешку в ферзи занятии на третьем. На 4-5 занятии он сдаст мне зачёт по этой теме. Не все 7+ сдадут, но не сдадут единицы. Не буду делать, ибо считаю верным иной порядок. До проведения пешки у меня дело дойдёт во втором классе.

        У автора стаж работы порядочный, так что, полагаю, методику свою он проверить успел. Наверное, в его руках она работает. В руках учителя младших классов, которого загрузили ещё и шахматами — точно не сработает. Какова цель непрочитанной мной книги — вообще не готов судить. Для меня есть идеал первой книги шахматиста: "Я играю в шахматы", Зак, Длуголенский. Автор — уже по оглавлению видно, до этого уровня не дотянет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *