Предлагаем учащимся в этой позиции сделать ход белой пешкой. Выигрывает тот,чья пешка первой дойдет до конца вертикали и превратится в ферзя. Если дети затрудняются или ходят неправильно, то нужно задать вопрос о том у какой белой пешки дорожка свободная. После такого наводящего вопроса все пойдут белой пешкой на f4. У нее нет на пути черной пешки. Потом на помощь поставят пешку g4. Обменяются с черными пешками. Наконец белая пешка получит свободный проход и белые выиграют при условии, что играющий черными будет повторять все ходы.
1. f4 c5 2. g4 b5 3. f5 c4 4. g5 b4 5. f6 c3 6. f7 c2 7. f8♕ Черные могут мешать белым выполнить этот план, если помешают сделать ход другу белой пешки на поле «g4» и пойдут черной пешкой на поле«h5».
Если, белые захотят помочь продвинуть пешку g и сделают помогающий ей ход пешкой на «h3», то черные пойдут пешкой на «h4». Если белые прыгнут пешкой на g4, то черная пешка «h4» побьет белую пешку g4
Такое правило называется взятием на проходе и совершать его можно сразу после прыгающего хода неприятельской пешки по соседней вертикали.Поэтому, чтобы помешать движению крайней черной пешки на поле h4 белые сначала должны сыграть на g3, потом на h3 и только потом на g4. Вы очень удивитесь, но в позиции справа выигрывают черные! Белые забыли сделать что-то очень важное. Конечно, они забыли мешать черным. Поэтому вернемся к левой позиции и найдем этот ход. Вместо хода белой пешкой на h3, белые должны помешать движению черной пешки b и для этого пойти пешкой на
Да теперь все в порядке. Можно вернуться к своим планам и, так как белые ходят первые, они выигрывают. 1. f4 h5 2. g3 c5 3. a4 b6 4. h3 a6 5. g4 hg 6. hg b5 7. ab ab 8. f5 c4 9. g5 b4 10. f6 c3 11. f7 c2 12. f8♕
Данный урок является сложным, но он хорошо иллюстрирует положение о том, что элементарное не всегда является примитивным. О целесообразности проведения этого урока педагог принимает решение в зависимости от возраста и уровня учащихся. Этот урок можно дать попозже, когда возникнет необходимость повторить ход пешки. После столь подробного урока необходимо дать возможность эту позицию детям поиграть с переменой цвета и конечно же не всегда будут побеждать белые, хотя у них и выигранная позиция.