Шахматный старт с Татьяной Огневой


Вдохновение для написания этого поста я получила в нашем тренерском чате.Тренеры делились своими методами ведения занятий в группе первого года обучения в течении первых трех месяцев. И как я поняла главной трудностью для них были первые три месяца работы. В это время они применяли разные подходы , которые можно разделить на три группы: селекционные, игровые, сбалансированные с обучением.

Селекционные методы основаны на быстром темпе обучения и проведения соревнований, чтобы выявить самых сильных юных шахматистов и впредь на занятиях уделять им основное внимание.

Игровые методы основаны на игре, как основном методе обучения шахматам.

Сбалансированные методы включают обучение, решение задач и игру.

Я предпочитаю в обучении начинающих сбалансированный подход. В своей тренерской

практике я использую нестандартный подход, отказавшись от селекционного подхода. Это значит, что мне и так известно, что четверть детей группы будет сильная, четверть слабая, а половина средняя. Сильных детей видно сразу, так как я использую проблемно диалогический стиль ведения занятий. При таком стиле такие ученики очень хорошо себя проявляют. В игровой части занятия я хорошо вижу слабых детей. У них часто бывают проблемы с восприятием линий шахматной доски. На начальном этапе я стараюсь научить их как помогать себе. Благодаря этому они включаются в учебный процесс. Средних детей характеризует средний темп обучения. Они не работают на опережение, а усваивают то, что дается на занятиях. Если обучающий процесс выстроен поступательно, и дается адаптивный материал, то через три месяца у них происходит качественный скачок и часть из них переходит в разряд сильных. В итоге через три месяца я имею работоспособную группу детей, у которых уже вошло в привычку прикладывать усилия к поиску, а не ждать что шахматные знания и навыки сами собой окажутся в их голове. Такое отношение на занятиях формирует шахматную память. Поскольку память это сохранение следов собственной деятельной активности. Если ребенок привык на занятиях просто сидеть и ждать когда начнется игровая часть, то у него не сформируется память. Если педагог работает в лекционном стиле и льет поток информации не уделяя внимание организации умственной активности в виде вопросов таким образом, что ответы дети показывают ответным ходом на своей доске, то кпд такого занятия для учеников равен нулю. Ответственность за формирование хорошей группы целиком и полностью лежит на педагоге. Да у меня есть ученики, которые дома ничего не делают, но зато у них входит в привычку работать на уроках. В итоге учащиеся осваивают базовый уровень, а я получаю стабильную группу детей, которые меня слышат и понимают. Основным достижением такого подхода, является то, что большинство из них приходит заниматься шахматами на следующий год.

Обычно я работаю с тремя уровнями детей: первого, второго и третьего годов обучения. Я заметила такую особенность в своей тренерской практике. Стабильные группы как магнит привлекают потенциально сильных маленьких детей. Я стараюсь работать и уделять внимание всем пришедшим ко мне детям, хотя бы потому, что я работаю в частной школе, но не только поэтому. Информация и сбалансированная нагрузка дается всем детям и за занятие все дети должны с ней результативно справиться. Казалось бы откуда с таким подходом взяться юным чемпионам. Оказывается что благодаря такому подходу перспективные дети очень быстро прогрессируют. Я таких детей перевожу в группу следующего уровня. Если и там они быстро осваивают программу , то к весне они оказываются в группе третьего года обучения. Как правило такие группы являются разновозрастными. Маленькие привыкают играть со старшими. Очень часто я провожу в группе тематические турниры по доигрыванию позиции с определенным планом. Так как в позициях всегда есть перевес у одной из сторон, то учащиеся играют с переменой цвета. Когда маленькие начинают реализовать перевес против старших детей, то происходит качественный скачок в их развитии.

Подводя итог этой статьи я хочу выделить первые три месяца работы с начинающими, как очень важными для формирования стиля и уклада новой группы. Не стоит терять времени, на псевдо- селекционный или полностью игровой стиль, который выльется в плохую управляемость группой, в результате ее покинут способные ученики и нарушится преемственность в формировании групп на следующий год.

http://vseobuch.ruchess.ru/Files/Details/b8ce5ade-85ba-4fac-8f63-b77927b6d6ce

В предлагаемой ссылке предлагаю конспекты уроков, которые я провожу в первые три месяца в группе начинающих с использованием собственного учебного пособия.

Эту программу можно скачать по следующей ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1VFPAUl6Fm5RGV_zWLEbxjvWVPo1BUjYa/view?usp=sharing

Логин для входа chess пароль 12345


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *