Знакомство с шахматным королевством


На первом уроке детям, видящим шахматы впервые, очень хочется потрогать все фигуры, подержать их в руках, подробно рассмотреть. Не надо препятствовать этому естественному желанию. Просто этот процесс знакомства с шахматными фигурами и пешками надо сделать организованным. Начните рассказывать сказку такими словами: «Жил был король». Попросите детей найти белого короля. Дети интуитивно выберут самую высокую фигуру в комплекте. Поставьте белого короля на демонстрационной доске и попросите детей сделать также. Обратите внимание, что белый король первоначально занимает клетку черного цвета. Рядом с королем стоит… Выдержите паузу и спросите у детей кто стоит рядом с королем. Многие скажут, что ферзь и это правильно, а если по — сказочному, то это конечно королева. Поставьте королеву рядом с королем. Пусть дети рассмотрят их короны на голове, чтобы потом не возникало путаницы. Продолжаем рассказывать сказку: «Жили были король с королевой и жили они… Спрашиваем у детей, где жили король с королевой по их мнению. Правильно, в замке. Спросите детей: «А какая шахматная фигура больше всех вам напоминает замок?» Многие выберут ладью и свой выбор они объяснят тем, что она похожа на башню замка. Объясните детям, что эта фигура называется ладья и располагается она по углам шахматной доски. В стародавние времена башня служила для обороны и обзора окрестностей от возможных опасностей. И было у короля с королевой много детей. Кто в шахматах напоминает вам детей. Понимаю, что поворот очень неожиданный, но именно это и создает изюминку в моей технологии обучения – сравнить пешек с детьми. Как называются дети короля и королевы? Правильно- принцы и принцессы! Ставим пешки в ряд, занимая всю вторую горизонталь перед фигурами.  Кто-же защищал шахматное королевство от военных опасностей?  Дети смотрят на оставшиеся фигуры. Я беру коня в руки и спрашиваю у детей: «Кого напоминает вам эта фигура?». Дети ответят, что это конь. «Это не просто конь, это рыцарь. Могучий воин, закованный в железные доспехи». Ставим коней рядом с ладьями. Остаются две фигуры, которые называются слоны. Спрашиваю у детей похожи ли они на слонов. Есть ли у этих фигур хобот и уши? Нет, конечно. Но почему же эти фигуры называются слонами? Это дань уважения стране Индии, в которой придумали шахматную игру. Эти фигуры стоят рядом с королем и королевой. В сложных жизненных обстоятельствах король и королева советуются с ними, а также доверяют им свои секреты. Вот мы и познакомились с шахматным королевством. Много приключений ждет вас здесь, и эти приключения будете придумывать вы, когда начнете играть в шахматы. Но не кажется ли вам, что в этой игре очень много персонажей, поэтому изучать правила их ходов лучше по отдельности. Так вы лучше запомните и освоите эту игру.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *