Урок шахмат в школе — польза или профанация?


Целью моей работы в качестве учителя шахмат с первого по  четвертый класс в московской школе было выяснить, возможно, ли, с помощью шахмат повысить уровень обучаемости учащихся. Всем знакома фраза о том, что школа дает знания. В моем воображении  рисуется картинка, изображающая  прилежных детей получающих эти знания. В реальности такая ситуация демонстрирует пассивную роль учащихся, находящихся в объектной позиции. Многие это считают в порядке вещей, но это значит, что учащиеся не являются активными субъектами учебной деятельности, а в таких условиях они привыкают к рутине и шаблонам. Конечно, это тоже важно, но для полноценного развития недостаточно. Поэтому  уроки шахмат дают возможность учащимся почувствовать себя активными деятелями, где результат зависит от собственной внимательности и вовлеченности в процесс. Известно, что умение вовлекаться в учебный процесс, и держать фокус внимания, к первому классу у многих детей развито недостаточно. Вот с тренировки этих качеств я и начинаю свою работу. Чтобы детям было интересно, я облекаю процесс обучения шахматам в путешествие героя. На своем пути к цели ему приходится преодолевать трудности и препятсвия. Ученики сопереживают герою и стараются его не подвести. Старательно выполняют игровые упражнения и выполняют задачи на пути к цели. Попутно они осваивают базовые навыки, на которых основана шахматная игра.  Последние 3 года так все и происходит. Чтобы придти к  такому результату мне пришлось испытать значительные трудности в работе с детьми. Дело в том, что обучать шахматам в первом классе я начала с шахматного материала, содержащимся в сказке «Приключения Алекса в шахматном королевстве», где фигуры борятся с пешками. Во втором классе я продолжила с изучения шахматных тактических приемов. Полноценного усвоения материала на уроках не получилось. Выручило, то, что дети делали домашнее задание на платформе и получали за это оценки. Это помогло освоить учебную программу. Я пришла к выводу, что я пропустила важный  этап, и поэтому дальнейшее обучение было сопряжено со значительными трудностями. Я написала новую сказку «Приключения крошки Лу в шахматном зазеркалье», в которой организовала шахматную информацию в виде повторяющихся действий, намерения,  которых зависит от цели. Такая подача шахматного материала позволила организовать деятельность и выстроить функциональную систему для ее осуществления. Игровая деятельность заключалась в сборе неподвижных объектов. После того как объекты заканчивались учащиеся подводили итог  игры  путем сравнения выигранных  объектов.  Следующим  объектом была пешка, с которой  последовательно боролись все фигуры. Так, как пешка медленный и предсказуемый объект, то у детей была возможность научиться выбирать оптимальный ход из двух вариантов. Решение задач напоминало  игру, в которой дети играли сами с собой на индивидуальной доске. Этот тип заданий учит не огорчаться в случае неудач , а искать и находить  другое решение. Варианты  игровых упражнений и заданий для самостоятельного решения позиций содержатся в моей сказке «Приключения Алекса в шахматном королевстве».

Когда были усвоены все правила ходов фигур и пешек начался этап освоения игр с полным комплектом. Первую игра с полным комплектом кроме короля называется «Поддавки». Цель игры состоит в том, чтобы проиграть быстрее свои фигуры и пешки при обязательном условии делать бьющий ход. Игра очень хорошо автоматизирует навыки хода и тренирует навык распределения внимания.

Вторая игра под названием «Безопасное нападение» является расстановочной игрой. Сначала белые  расставляют позицию из 5 фигур,  включая короля на шахматной доске. Потом черные ставят свои фигуры так, чтоб они нападали, а под боем не стояли. После того как черные поставят свои фигуры, играющий  за  белых, проверяет позицию на наличие ошибок. Если белые находят ошибки, то черные проиграли, а если ошибок нет, то черные выиграли.

Следующая игра без короля играется на большинство выигранных  фигур и пешек с учетом ценности фигур. Кто за отведенное количество времени выиграет три очка и больше, тот победит. Для облегчения подсчета одноименные фигуры и равные по количеству очков убираются и не суммируются. Сравниваются оставшиеся фигуры.

Заключительной игрой докоролевского периода является игра под названием «Король это замок». Король в этой игре обозначает замок без короля. То есть король — замок не ходит, не бьет. Кто первый в него попадет, тот победил. В этой игре учащиеся приучается к целенаправленному игровому поведению. Впервые им приходится осознанно преодолевать действия защитников замка и в то же время защищать свой замок. На данном этапе учащиеся способны решать задачи на тему уничтожения и отвлечение защитника, а также разрушение пешечного прикрытия.

Если вы хотите заглянуть в будущее и проверить своих учеников насколько они прибавили в своих шахматных умениях, то без игры под названием  «шахматный футбол» вам не обойтись. В этой игре участвуют все фигуры кроме короля и пешек.  Цель игры забить гол в ворота противника. Играют до первого гола. Ворота находятся на полях е1, d1 и соответственно на полях e8, d8. Белые находятся на первой горизонтали, а черные на восьмой горизонтали. Игра состоит из трех фаз: вывода фигур на свою половину доски, борьбы за мяч, и забивание гола в ворота противника. При этом можно бить фигуру противника, стоящую в воротах и не имеет значение, если фигура с мячом встала под бой. Главное что мяч находится в воротах. В этой игре мяч двигается только с фигурой, захватившей его. Поэтому, чтобы захватить мяч учащиеся составляют математические равенства и делают вывод, о том хватит ли им нападений, чтобы захватить мяч.

В  начале обучения шахматам, активное намерение ребенка должно совершаться в условиях целенаправленной деятельности, организуемой педагогом. Происходит эволюция цели. Мы начинаем от неподвижных целей, наполовину выключенных, малоподвижных и заканчиваем этот период борьбой за одну супер цель.

Дальше  мы приступаем к изучению короля и изучения тактических приемов, которые являются  сложными комплексными целями. Чтобы успешно научиться их достигать на этом этапе я применяю предварительную ориентировочную деятельность. Для обучения я применяю методику «светофор». Я сравниваю короля с дисциплинированным пешеходом , который не ходит на красный свет, а ходит только на зеленый. Такая маркировка полей, которую самостоятельно выполняют учащиеся, является прообразом аналитической деятельности. Тактические приемы учащиеся выполняют в диаграммах с карандашом в руке и обозначают линии, на которых находятся две фигуры или ищут поля сходимости линий, на которых находятся незащищенные фигуры. Сначала дети выполняют предварительную ориентировку и только потом указывают ход. Если задание было на оценку, они свои решения записывали в шахматной нотации. Такая организация  ученой деятельности формирует привычку  у учащихся  выстраивать свои действия в оптимальном порядке для достижения результата. Это приводит к развитию алгоритмических способностей. Усложнение материала происходит постепенно и соответствует эволюции цели обучения.

Усложнение цели проходит ряд последовательных этапов, где предыдущий этап является основанием для последующего.

  1. Намерение формирует активное действие и соответствует потребностям ребенка в удовлетворении его стремления к игровой деятельности. Для этого рассказываем главу из сказки.
  2. Для удовлетворения стремления к игровой деятельности знакомим с правилами и конечной целью. Объясняем детям, что каждый ход содержит смысл в зависимости от игровой ситуации. Ход бывает нападающим, бьющим и защищающим. На пути к достижению цели помогает разменивающий ход и ход увеличивающий число нападений.
  3. Необходимо стараться предвосхищать  результаты своих действий в зависимости от действий партнера.
  4. Все эти этапы реализуются в играх и упражнениях с неподвижными целями, малоподвижными  целями и суперцелью для завоевания, которой используем весь комплект фигур.
  5. Переходим к  выигрышу сложных и комплексных целей. Для их достижения требуется организовать предварительную ориентировочную деятельность, являющейся  прообразом аналитической деятельности. Цель данного этапа в обнаружении значимых ориентиров,  которые помогают автоматизировать навыки решения знакомых типов задач.
  6. Постоянное использование  предварительной ориентировочной деятельности способствует развитию навыка организовывать свои действия в оптимальном порядке  для достижения цели кратчайшим путем, что приводит к появлению алгоритмической деятельности.
  7. Алгоритмическая деятельность запускает умение   определелять способ действий в новых ситуациях, но с известной целью.
  8. Умение находить новые способы запускает логическую память.
  9. Это приводит к осознанию причинно- следственных связей и дает возможность улучшать свои решения в будущем.
  10. Все эти этапы организуют развитую функциональную систему, отвечающую за принятия решений,  происходящих в   пространстве шахматной доски,  и позволяет учащимся  стать осознанными и применять рефлексивные действия.

Детальная проработанность этапов обучения  является показателем  эффективной технологии обучения посредством шахматной игры. Также может служить хорошей диагностикой развития отдельных учащихся и составления учебной программы с использованием индивидуального подхода.

Таким образом, основной целью моей работы является активация логико — пространственной структуры с дальнейшим приемом, сохранением  и обработкой информации. Согласно моим исследованиям у  половины современных  детей начальной школы такая структура находится в зачаточном состоянии. Поэтому наивно полагать, что если  сказать детям, что ладья ходит прямо, а слон наискосок и этого будет достаточно, чтобы дети с увлечением  стали заниматься шахматами. В реальности этого не происходит. Для того чтобы учащиеся начали отчетливо воспринимать пространство шахматной доски и целенаправленно достигать выигрышные цели необходимо педагогу избыточно много давать игровые упражнения с последовательным усложнением цели. И выполнять последовательность этапов, которую я описала выше. И тогда может быть какая- то часть детей увлечется шахматами, а у остальной части повысится обучаемость. Во многом так происходит, из-за изменений условий детства современных детей. Сравните ребенка с ключом на шее прошлых лет с современным ребенком, которого водят везде под присмотром взрослых. Поэтому у многих современных детей ориентировочно поисковая деятельность не используется за ненадобностью. А именно эта деятельность запускает функциональную систему.  Но без последовательного и грамотного целеполагания просто игра в шахматы носит хаотичный характер без осознания причин и возможности извлекать уроки из проигрышей.   Поэтому существует необходимость упорядочить восприятие шахматной доски, что поможет детям опроизволить его и взять под контроль. Это достигается при обучении тактических приемов. Я использую свою сказку «Приключения принца» и сборники тактических приемов авторов Фокина С. И Дорофеевой  А.Г. Благодаря этой работе образуются обобщения помогающие детям быстро ориентироваться  в шахматной позиции. Это происходит потому, что психика обладает врожденным механизмом накапливать статистику. Повторяющиеся однотипные явления она одинаково кодирует и больше не тратит на это дополнительную энергию. Если у детей остается свободная энергия в результате экономного расхода, то ее они могут направить на решение трудных задач или улучшить двусторонний контроль в процессе шахматной игры.  Именно дети, обладающие хорошо организованной логико — пространственной структурой и развитой функциональной системой обладают потенциалом для развития думать в уме или предвосхищать позицию на несколько ходов вперед  с  опорой на доску.  Я хочу заметить, что даже если ученик способен решить мат в 1 ход не глядя на доску, то он не справится с заданием смысла, которого он не понимает. То, что он представит в уме шахматную доску, ему не поможет решить задание на тему оппозиции, если он раньше не изучал эту тему. Поэтому функционирование системы, как целостного механизма  является важным условием  для развития способности думать в уме. Я описала реальный опыт своей работы  в школе в качестве школьного учителя шахмат. Этот опыт подойдет для тех, кто работает шахматным педагогом и ведет кружки для дошкольников и занятий по внеурочной деятельности. Моя работа получила высокую оценку учителей начальных классов. Они положительно оценили мои усилия по развитию внимания и оперативного мышления, которые  я старалась развить у их учеников. Учителя информатики в пятых классах были довольны умениями учеников ориентироваться на координатной плоскости. Отсюда можно сделать вывод, что шахматы являются для начальной школы полезным ресурсом. И я хочу пожелать педагогом иметь системное  представление, осознанное отношение к тому, что они делают и рефлексировать  по поводу своей деятельности в качестве шахматного педагога. Потому что, шахматы это не простая игра. Степень свободы каждой фигуры достаточно высока. Количество позиций возрастает в геометрической прогрессии. Поэтому в этом шахматном океане информации необходимо иметь ориентиры и надежные маяки. И это умение находить эти ориентиры и маяки надо передать своим ученикам. А еще в шахматах важно не запоминать, а понимать логику достижения цели.  


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *