Методология в Москве

В Лондоне я познакомилась с Джерри Нэш. Он представлял организацию «Шахматы в школе» в штате Алабама.

Он опубликовал на своем сайте пhttps://chessinschools.us/2020/01/28/methodology-in-moscow-part-2/ статью обо мне.

Татьяна Огнева рассказывает о своей методике преподавания (она использует термин «технология»), разработанной более десяти лет в качестве учителя и школьного психолога в московской начальной школе.

Опыт работы в классах КРО дал мне важное понимание того, что способности детей могут быть восстановлены и улучшены. Основными условиями для этого являются соответствующие технологии и компетентные специалисты. Поэтому лучшая технология обучения шахматам – это та, которая будет развивать способности детей, а не просто знакомить детей с правилами шахмат.

Таким образом, у меня
появилась возможность работать с тремя типами учеников: продвинутыми,
нормальными и малоэффективными. В результате я создал психологический
методологический комплекс, направленный на изучение способностей к обучению у
детей от шести до семи лет.

Одним из важных принципов
коррекционного образования является «Своевременность решает все». Расширяя
процесс изучения элементарных шахматных правил, учитель не дает детям
возможности начать процесс мышления. Не учя детей прилагать усилия,
человек способствует развитию психической лени. В результате дети теряют
всякий интерес к шахматам, когда сталкиваются с первыми трудностями.

Введение шахмат как
обязательного предмета в школьное расписание определяет необходимость
распространения шахматного материала с учетом специфики возрастных изменений
учащихся. Известно, что ребенок проходит три стадии своего развития.

Первый этап
характеризуется как условно-рефлекторный. На этом этапе ребенок действует
быстро, не задумываясь. Его или ее действия строятся на основе принципа
стимул-ответ. Этот этап очень важен для тренировки двигательных навыков. На
втором этапе ребенок действует более осознанно, медленно. На этом этапе
ребенок способен учиться. На третьем этапе речь играет решающую роль. Это
становится регулятором поведения. В этот период ребенок становится
способным воспринимать обобщающие понятия, парадигмы, идеи и планы.

Эти уровни присутствуют
одновременно у каждого человека, но в разной степени. В зависимости от
новизны изучаемого материала и накопленного опыта будут доминировать разные
уровни.

Поскольку в каждый класс
обычно входят дети с разным доминированием уровней, все эти уровни должны быть
вовлечены в урок для успешной подготовки учеников. Из опыта известно, что
вначале ученики шумят, играя в шахматы, и часто имеют проблемы с дисциплиной. Это
часто приводит к исключению игровой активности из плана урока. Это
огромная ошибка. Без насыщения первого уровня ребенок не сможет полностью
овладеть вторым уровнем, не говоря уже о третьем.

Следует отметить, что
шахматные уроки не должны становиться бесконечной серией заданий, особенно на
начальном этапе. Не следует забывать о третьем уровне, уровне речи,
который поддерживает значения, связанные с семантическим полем. Работа с
детьми на этом уровне способствует созданию значимого смысла, удовлетворяя
глубочайшую потребность человека найти себя и ответить на вопрос, для чего это
нужно. Благодаря этому обнаруживается ценность человеческого общения, что
придает урокам особый шарм.



Именно для этого я написал цикл сказок «Приключения в шахматном королевстве». Пока
что есть четыре взаимосвязанные части, посвященные изучению ходов шахматных
фигур, основам алгоритмической деятельности, рефлексивного мышления и
умственной тренировки действий на малогабаритной шахматной доске.

Работая психологом в
начальной школе, я разработал набор психологических приемов и обнаружил, что
современные дети далеки от стандарта. Не следует ждать, что они выполнили
задачи безупречно; необоснованные ожидания увеличивают страдания учителя. Дети,
как и взрослые, имеют право на ошибки. Я разработал метод развития
рефлексивного мышления у детей, позволяя им делать неправильные шаги в
заданиях, но с обязательным условием для указания сильнейшего движения
противника. После этого дети сами начинают осознавать неправильность
своего хода и самостоятельно находят ход, удовлетворяющий требованиям позиции. Для
развития рефлексивного мышления лучше всего подходят позиции с небольшим
количеством пешек и других шахматных фигур. Таким образом,

Занимаясь шахматами, дети начинают чувствовать, что предыдущий опыт эмоционального отношения препятствует непредвзятому восприятию шахматной позиции и мешает им находить оптимальные решения. Под влиянием шахмат у детей постепенно развиваются рациональные формы мышления; диапазон их ответов и возможности саморегуляции увеличиваются. Именно для этого в школьную программу включены уроки шахмат. Внедренная технология обучения, учитывающая особенности современных детей, имеет большое значение. Только в этом случае уроки шахмат будут полезны, и все будут довольны: дети, их родители и, конечно же, учителя.



Обновлено: 09.03.2020 — 15:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *