Нужно ли обучать шахматам 4-5 летних детей

Я очень долго отказывалась работать с маленькими детьми, считая это непродуктивным занятием для всех участников образовательного процесса.

В начале учебного года меня попросили заменить преподавателя в группе с такими детьми. Я согласилась и начала свой урок, со знакомства с шахматным королевством и его жителями в виде шахматной сказки такими словами: «Жил был король».

Потом попросила детей найти белого короля. Дети интуитивно выбрали самую высокую фигуру в комплекте.

Рядом с королем стоит…, — выдержав паузу, спросила я у детей, кто же стоит рядом с королем. Многие скажут, что ферзь и это правильно, а если по — сказочному, то это конечно королева.

После того как дети поставили королеву рядом с королем и рассмотрели внимательно их короны на голове, я продолжаю дальше рассказывать сказку: «Жили были король с королевой и жили они… Спрашиваю у детей, а где же жили король с королевой ? Правильно, в замке.

«А какая шахматная фигура больше всех вам напоминает замок?» Многие выберут ладью и свой выбор они объяснят тем, что она похожа на башню замка.

Объясняю детям, что эта фигура называется ладья и располагается она по углам шахматной доски. В стародавние времена башня служила для обороны и обзора окрестностей от возможных опасностей.

И было у короля с королевой много детей. Кто в шахматах напоминает вам детей.

Понимаю, что поворот очень неожиданный, но именно это и создает изюминку в моей технологии обучения – сравнить пешек с детьми.

Как называются дети короля и королевы? Правильно- принцы и принцессы! Ставим пешки в ряд, занимая всю вторую горизонталь перед фигурами.

Кто-же защищал шахматное королевство от военных опасностей? Дети смотрят на оставшиеся фигуры. Я беру коня в руки и спрашиваю у детей: «Кого напоминает вам эта фигура?». Дети ответят, что это конь. «Это не просто конь, это рыцарь. Могучий воин закованный в железные доспехи».

Дети поставили коней рядом с ладьями. Остались две фигуры, которые называются слоны. Спрашиваю у детей похожи ли они на слонов. Есть ли у этих фигур хобот и уши? Нет, конечно.

Но почему же эти фигуры называются слонами? Это дань уважения стране Индии в которой придумали шахматную игру.

Эти фигуры стоят рядом с королем и королевой. В сложных жизненных обстоятельствах король и королева советуются с ними, а также доверяют им свои секреты.

Вот мы и познакомились с шахматным королевством. Много приключений ждет вас здесь, и эти приключения будете придумывать вы, когда начнете играть в шахматы.

Урок пролетел на одном дыхании. В конце урока родители этих детей стали меня просить остаться основным преподавателем в этой группе.

Они рассказали, что решили школе дать еще один шанс. На прошлом занятии их детей так перегрузили информацией о шахматах, что все пришли в смятение.

Если бы я не пришла к ним на замену, то результат для школы был бы плачевный. Вот с тех пор я стала работать с таким контингентом.

И до сих пор не устаю удивляться их непредсказуемости в плане прогнозов на будущее.

Однажды ко мне в группу для начинающих начали ходить пятилетний и четырехлетний мальчики.

Пятилетний по своему темпераменту был спокойный и вдумчивый, а четырехлетний принес мяч-попрыгун и половину занятия бегал за ним по комнате.

Я подумала, что он выплеснет наружу свою двигательную активность и угомонится, но не тут-то было.

Поэтому я просто взяла этого ребенка и усадила к себе на колени.

После этого продолжила объяснять материал.

Тем временем четырехлетний успокоился и тоже включился в урок.

Через несколько занятий пятилетний сказал, что шахматы это не его и перестал ходить, а четырехлетний наоборот увлекся и быстро стал прогрессировать.

Пришлось мне после нового года перевести его в группу второго года обучения.

Представляете, как его мама была довольна! Она считала его гиперактивным ребенком и не очень надеялась на такой результат.

Маленькие дети полны сюрпризов! И пока вы не попробуете — не

узнаете на что способны ваши дети. А хотите узнать еще секреты обучения юных шахматистов, то вступайте в мою группу:
https://vk.com/chessmirror



Обновлено: 30.12.2020 — 21:24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *