Многие преподаватели отмечают, что детям нравится просто играть, но они не любят решать задачи. На помощь опять приходит сказочная форма подачи учебного материала. Я сообщаю детям, что у королевы пропала ее дочь. Принцесса одела королевские туфельки и ее унесло в заколдованный лес и теперь в пещере ее стережет монстр. Надо спасать принцессу.
Описание задачи: Белая ладья это движущаяся башенка на колесах в которой сидит Алекс, черная ладья — монстр, перевернутые черные пешки — стенки пещеры (Алекс может их разрушать).
Чтобы победить монстра, спасти принцессу и разрушить пещеру необходимо помнить, что нельзя выпускать монстра из пещеры, иначе он придет в королевство и тогда жди беды. Поэтому первым ходом надо встать на дорогу, ведущую к пещере, и попросить детей сделать этот ход. Затем я спрашиваю детей что нам нужно сделать, чтобы победить монстра. Выслушав ответы детей, я предлагаю изучить привычки монстра. В какой клетке он будет спать? Очевидно, что у него есть только один безопасный ход. Поэтому принимаем решение, чтобы на этой линии устроить ему засаду. Идем туда и ждем, когда монстр (черная ладья) встанет под бой белой ладье. Такие задачи дети решают с большим удовольствием проникаясь к шахматам неподдельным интересом. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя учащихся просто информировать о правилах шахмат, надеясь, что каким -то чудесным образом это разовьет их способности и они поумнеют. Необходимо создавать детям ситуации поиска, а это возможно и на очень элементарном шахматном материале. В предлагаемой методике дети мыслят и принимают решения буквально с первых ходов.