Педагогическая технология обучения шахматам


Что необходимо сделать, для того чтобы шахматы стали школьным предметом? Некоторые шаги в этом направлении уже были сделаны: написаны учебники, проведены обучающие курсы для учителей. Но чего- то все равно очень важного не хватает. Ответ на этот вопрос уже прозвучал. Специалисты шахматного всеобуча справедливо считают, что не хватает шахматной педагогики. Чтобы понять, что такое шахматная педагогика, необходимо сравнить традиционный стиль преподавания шахмат и педагогически направленный.

В традиционном стиле преподавания шахмат при решении задач используется пробно-поисковой метод. Работа педагога сводится к фиксированию правильных и неправильных ответов, а также следить за детьми, чтобы учащиеся не отвлекались. Такой метод решения задач назовем закрытым. Главным недостатком этого метода является отсутствие помощи затрудняющимся детям.

В педагогически направленном стиле преподавания я использую развернутый метод суть которого составляет ориентировочно- поисковая деятельность. Сначала учащиеся исследуют позицию и устанавливают значимые ориентиры в наглядной форме либо на шахматных досках, либо на диаграммах. Педагог контролирует правильность выполнения этого этапа и при необходимости помогает затрудняющемся ученикам. При многократном использовании этого метода происходит автоматизация и в последующим учащиеся находят ход без развернутой ориентировки, поскольку у них выработался алгоритм действия при узнавании ориентиров данного типа.

Если ребенок затрудняется учителю достаточно указать ориентир, если это не помогает учащийся опять применяет развернутый метод решения задач.

В обычном классе учатся дети с разными способностями к обучению шахматам. Нельзя игнорировать тот факт, что половина и более учащихся нуждается в предметной среде и внешнем совершении своих действий. Разрешая учащимся совершать ход на доске, педагог контролирует правильность выполнения этого этапа и при необходимости помогает затрудняющемся ученикам. Это помогает учащимся создать прочный фундамент, состоящих из автоматизации элементарных шахматных навыков. Никакое раскрашивание не заменит реальных движений с фигурами на шахматной доске. В то же время именно в этот момент могут проявиться основные затруднения учащихся в свершении ходов шахматных фигур: перескок слона на другую диагональ и трудности освоения хода коня и пешки. Поэтому прежде всего педагогу необходимо научить детей оказывать себе помощь с помощью прослеживающих движений указательного пальца руки, в то время как другой рукой он держит фигуру, которой хочет пойти. Это очень действенный прием помогает учащимся лучше воспринимать диагонали и лучше контролировать, совершаемые ходы.  

Большую помощь в автоматизации навыков ходов шахматных фигур оказывает моя обучающая компьютерная шахматная программа «виртуальные шахматы». В этой программе можно играть без короля в различные шахматные мини игры и создавать позиции по собственному замыслу. Эта программа может использоваться для обучения педагогов шахматам.

Как бы мы не старались через некоторое время выяснится, что дети по- разному справляются с учебными заданиями. Поэтому возникает необходимость в составлении заданий на каждый урок, содержащих три уровня сложности: простые, средние и сложные. Таким образом всем учащимся на уроке будет представлена одна тема, но задания по ней будут выполняться на разном уровне. При таком подходе обеспечена высокая успеваемость и мотивация.

Многие педагоги традиционного направления полагают, что повышенный уровень напряжения, возникающий в столкновении с трудностями, способствует развитию учащихся. Если задания вызывают повышенное напряжение у учащихся, значит есть развитие, а если учащиеся находятся в зоне комфорта, значит это просто развлечение и не стоит на это тратить время. На начальной стадии обучения может произойти столкновение взрослого рационального отношения к трудностям с детским эмоциональным отношением, которое может вылиться в стресс и уход от деятельности. В обычном классе детей, эмоционально, реагирующих на трудности больше половины. Поэтому на первоначальном этапе освоения шахмат я предлагаю детям ролевые шахматные игры на сказочные сюжеты. Такой прием не вызывает стресса и сопротивления у детей и способствует успешному закреплению элементарных шахматных навыков.

Школа заинтересована в уроке шахмат, как в средстве развития учащихся, а не просто в изучении правил шахматной игры в комфортных условиях, можете возразить вы.

Вышесказанное не противоречит развивающим задачам обучения с помощью шахмат. Главное, это соблюдать основное правило работы на данном этапе заключающиеся в дозировании шахматной информации.  Избыток информации препятствует формированию мышления. Целью шахматной педагогики является создание условий для проявления исследовательской активности учащихся. Это возможно, начиная уже с изучения ладьи, как самой простой для детского восприятия. Поэтому можно составить много заданий с участием одной этой шахматной фигуры, с разным уровнем сложности для учащихся на уровне закрепления хода ладьи. Освоение элементарных правил ходов шахматных фигур служит прекрасным дидактическим материалом для развития мышления. При регулярности два раза в неделю происходит автоматизация навыка, особенно быстро это происходит у часто играющих детей в шахматы. Автоматизация навыка является основой педагогического процесса и мерилом его успешности. Например, в математике усвоить таблицу умножения до автоматизированного навыка является необходимым условием. В шахматной педагогике автоматизация навыка объявлена вселенским злом. Было подмечено, что в результате автоматизации, дидактическая ценность элементарного материала снижается, так как учащиеся слишком легко начинают справляться с заданиями. Конечно, это радостное событие, но не для всех. Особенно для тех чьим учебным федеральным учебникам более двадцати лет. Не по этой ли причине игровая деятельность вне закона на уроке шахмат?
         Опять обратимся к современной педагогике, провозглашающей системно-деятельностный подход как способ реализации федерального государственного образовательного стандарта. Основной педагогической задачей, которого является создание и организация условий, инициирующих детское действие. Игровая деятельность так же, как и любая другая имеет системный характер и способствует объединению в одну систему разные компоненты психической деятельности. Поэтому именно игровая деятельность в виде мини игр наиболее созвучна с системно-деятельностным подходом, в то время как дидактический подход хорошо согласуется со знаниями, умениями и навыками или зунами, признанный в современной педагогике не достаточным для разностороннего развития личности ребенка.

Поэтому оптимально будет если дидактика будет сочетаться с игровой деятельностью, позволяя получить игровой опыт, позволяющий эффективно справляться с задачами.

         Признавая ценность игровой деятельности на уроках шахмат, ее необходимо включить в учебный план и изучать на ряду с дидактикой.  Игровая деятельность должна изучаться под руководством педагога в виде мини игр, применяя проблемно- диалогическую технологию, где вопросы педагога активизируют учащихся и инициируют их на самостоятельные действия. Игровая деятельность способствует развитию самоконтроля учащихся, который формируется перекрестным способом. Сначала ребенок лучше видит ошибки партнера по игре, чем свои собственные. В результате такого перекрестного контроля совершенствуется собственный контроль за своими действиями, и учащиеся становятся способными выполнить золотое правило шахмат: «Прежде чем сделать ход, подумай о последствиях».

Зная эти особенности развития самоконтроля у детей, я создала прием, развивающий рефлексивное мышление у детей: разрешив в заданиях делать ошибочный ход, но с обязательным условием указать сильнейший ход противника. После этого они сами начинают осознавать ошибочность своего хода и самостоятельно находят ход, удовлетворяющий требованиям позиции. Для развития рефлексивного мышления лучше всего подходят позиции с малым количеством фигур и пешек. Таким образом, если создать условия для того, чтобы ребенок осознавал свою ошибку, то она станет важным фактором для его развития.

После игровой деятельности обязательно уделять время для рефлексии пережитого игрового опыта, что способствует открытию новых знаний. Благодаря игровой деятельности учащиеся учатся быть субъектами своей деятельности, в которой они самостоятельно ставят цели, находят способы для их достижения и отвечать за результаты.

В своей педагогической практике я опираюсь на интуитивное детское мышление, которое является фундаментом освоения нового. Это мышление работает с пространственными характеристиками: выше-ниже, дальше-ближе, левее-правее, больше-меньше. Это облегчает понимание и экономит детскую энергию. Наглядно-образное мышление способствует смыслообразованию у детей и играет ведущую роль в мотивационной сфере.

Для облегчения понимания смысла шахматной игры я написала четыре шахматные сказки. Язык образов является для детей наиболее привычным и не требует больших затрат. Благодаря этому учащиеся начинают более осмысленно действовать в ситуациях мини-игр в первой сказке про Алекса. Знакомятся с приемами ориентировочной деятельности и основами тактики во второй сказке про принца. Эндшпиль является сложной частью для детского понимания, но дает богатый материал для развития рефлексивного мышления. Поэтому третья сказка, используя сказочные образы доходчиво знакомит учащихся с основами пешечного эндшпиля. Четвертая сказка, используя малоформатные шахматные позиции, дает возможность продвинутым учащимся порешать позиции в уме, не глядя на доску. В этих сказках я описала авторские методы преподавания, которые успешно использую сама больше полувека. Эти приемы реализуют преемственность в преподавании шахмат на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Поэтому эти сказки будут полезны и для педагогов, обучающих шахматам детей от 5 до 12 лет.

Шахматы могут стать школьным предметом если технология преподавания будет опираться на достижения современной педагогики. Только в таком случае можно транслировать опыт если у всех участников этого процесса будет единая педагогическая платформа. И только тогда обретает смысл проведение конференций и профессиональных конкурсов, заключающийся в том, чтобы наполнить содержанием общие педагогические положения и принципы реальным опытом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Если вам понравилась статья, то поделитесь ею в социальных сетях, нажав на иконку под статьей. Подписывайтесь на новости и вы будете первыми знакомиться с новыми статьями на моем сайте.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *