Варианты игр с полным комплектом шахматных фигур, помогающих адаптироваться к пространству полноразмерной доски


Чтобы учащиеся успешно освоили ход коня, нужно перед конем поставить барьер в виде карандаша. Конь должен перепрыгнуть барьер и, так как он очень резвый, он поворачивает на соседнюю линию. Ход коня дети осваивают быстро, а вот нападение конем очень медленно. Чтобы учащиеся могли освоить нападающий ход коня, к этому моменту должен сформироваться навык восприятия шахматной линии как обобщающего понятия. Только в этом случае ребенок сможет находить соседнюю линию с объектом нападения.

Допустим объект находится на 5 горизонтали, значит, чтобы напасть на объект коню надо встать на 6 или 4 горизонталь. Такой подход способствует воспитанию системного мышления в шахматах. Еще больше такой тип обобщающего восприятия тренируется в играх с полным комплектом, но без короля. Это известная игра в шахматные поддавки.В этой игре выигрывает тот, у кого раньше, чем у партнера, закончатся шахматные фигуры. Главное условие этой игры — нельзя пропускать бьющие ходы. В эту игру играем без короля. В этой шуточной игре нешуточно развивается детское внимание и видение всей шахматной доски. Еще эта игра способствует автоматизации навыка шахматных ходов. Здесь уместна аналогия шахматной игры с игрой в мяч. Необходимо реагировать на брошенный мяч. Либо ловить, либо бить, иначе может в лоб засветить. Когда уже пройдено много фигур у ребенка возникает растерянность при игре полным комплектом.

Двухходовки. Черные начинают и побеждают. На каком поле черная пешка должна превратиться в ферзя? На а1 или b1?

Чтобы в голове ребенка не возникала путаница и хаос я советую использовать игру по два хода каждому игроку. Целью этой игры является уничтожение армии противника. Игра проходит очень динамично, предоставляя разнообразные возможности для совершенствования навыка нападения. Нападающий ход коня и пешки в этой игре очень быстро усваиваются. Однажды я наблюдала такую фантастическую позицию. Она случилась в партии двух шестилетних моих учеников. Кажется, что белые побеждают, но сейчас ходят черные. Единственная черная пешка становится ферзем за два хода и превращается на черном поле, чтобы избежать атаки слона белых. Ни одна белая фигура за два хода не может уничтожить ферзя.  Белые также превращают ферзя. Черный ферзь забирает его за два хода и легко справляется с остальными белыми фигурами. Сдаться никогда не поздно! Сверхзадача этой игры состоит в освоении следующих обобщающих понятий: открытость и закрытость линейных фигур, увеличение активности фигур путем вторжения в противоположное королевство. Я такие фигуры называю гостями и призываю обращать повышенное внимание именно им. Развиваются такие качества как смелость, изобретательность. Появляется необходимость в расчете и совершении своих ходов с учетом возможностей противника. Очень важно обращать внимание на ранг шахматных фигур и стараться выигрывать в первую очередь самые ценные из них особенно ферзя. Я по этой игре провожу турниры, и дети с удовольствием в них играют. Еще бы, ведь для участия в таких турнирах достаточно знать правила ходов шахматных фигур и пешек.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *