Хочу поделиться радостным событием. Недавно я получила подтверждение важности применения поисково- исследовательской деятельности на своих уроках шахмат. В психологической газете была опубликована статья «Четырехкомпонентная модель развития личности ребенка : результаты видеонаблюдения».
Для меня это важно потому что активизация поисково- исследовательской деятельности находится в основе моей технологии обучения детей шахматам на уроке, как школьного предмета. Именно эта деятельность является важным средством для мотивационно- потребностной сферы ребенка.
Что же удалось выяснить ученым в ходе эксперимента. На особенности поисково-исследовательской деятельности влияет темперамент ребенка и социальная среда, способствующая или нет созданию условий для ее проявления. В итоге было выявлено 4 типа личности детей:
- Сосредоточенный тип— ребенок самостоятельно исследует предмет, стремится удовлетворить свою потребность действовать самостоятельно с предметом. Ориентирован на себя и на предмет. Позитивные эмоции снижены. Ребенку важно, чтобы его не отвлекали и не мешали ему делать то, что интересно.
- Чувствительный тип имеет два полярных типа реагировния 1. Если в процессе взаимодействия со взрослым напуган и неуверен, то Ребенок отказывается взаимодействовать с предметом, выбранным взрослым, эмоционально переживает и проявляет негативные реакции к взрослому. 2 тип поведения обнаруживался, если ребенок находится в благоприятном эмоциональном состоянии, то с интересом взаимодействует и с предметом, и со взрослым, открыт новым впечатлениям. Он экстравертирован, демонстрирует потребность во взаимодействии со взрослым, проявляет к нему инициативу и чувствительность, вовлекает в деятельность. Ребенок может самостоятельно инициировать выбор предмета, при этом проявляет чувствительность к выбору взрослого.
- Спонтанный тип — он может проявлять инициативу к предмету, но быстро отвлекается от изучаемого предмета, переключает внимание, теряя концентрацию, функция контроля снижена.
- Отвергающий тип— ребенок проявляет негативные эмоциональные переживания в адрес предмета исследования, что может фиксировать трудности и ошибки в процессе распознавания объекта и при изучении деталей.
Такое исследование было проведено с детьми в возрасте 9-12 месяцев. Результаты записывались на видео , которое анализировал искуственный интеллект, умеющий распознавать эмоциональны реакции.
Эти данные я соотнесла с результатами своего исследования, которое провела в начале обучения в первых классах и повторное в конце 2 класса. Если в 1 классе только 25% учащихся имели норму и выше, то в конце 2 класса 75% учащихся достигли нормы и выше.
Какие выводы я могу сделать по результатам моего исследования. Если урок шахмат создает условия для развертывания поисково- исследовательской деятельности, то удовлетворяется одна из базовых потребностей детей 6-8 лет.
В результате учащиеся способны пересмотреть свое отношение к тем факторам, которые сдерживали их поисково- исследовательскую активность. В результате происходит положительный сдвиг в ее активации и как следствие повышение общей обучаемости детей. Таким образом моя технология получила научное обоснование.
Почему же этот этот базовый фактор ускользал от внимания шахматных педагогов? Причина заключается в повышенных ожиданиях от современных детей по достижению быстрых результатов от шахматных уроков. А самое главное что все задались целью научить детей думать в уме. Для половины детей согласно моим ислледованиям такая цель является трудно достижимой и энерго- затратной.
Я поставила перед своими учениками более достижимые и реалистичные цели. Мне удалось повысить устойчивость внимания и научить детей логике выбора хода под названием «Если не А, то Б». Мои ученики имеют четкие визуальные ориентиры, которые стремятся достичь в игровых упражнениях как в игре друг с другом, так и играя в мою компьютерную программу к которой все имеют свободный доступ.
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0004.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/3/0006.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/3/0003.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/3/0003.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/6/0001.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/6/0001.htm&u=1
Я стараюсь организовать учебный процесс так , чтобы можно было контролировать продвижение каждого ребенка. В этом учащимся помогают наглядные модели свойств изучаемого объкта, который они создают на доске или в своей обычной тетради в клеточку. Это помогает учащимся организвать свой самоконтроль и быть успешными в поисково-исследовательской деятельности.
И так давайте ответим на вопрос для чего нужны детям уроки шахмат в школе. Шахматы предоставляют условия для удовлетворения базовой потребности в поисково-исследовательской деятельности. Если эта деятельность хорошо организована и представлена наглядными моделями, то повышается самоконтроль и успешность в ее осуществлении. Это приводит к осознанию детьми ценности субъектной позиции и что достижение успеха зависит от их активности. Что делает учащихся более обучаемыми в отличии от тех кто такого опыта не имел.
2 комментария на «“Какую пользу приносят шахматы детям на уроке в школе( научное обоснование)”»
Interesante trabajo de la maestra Tatiana Ogneva. Presenta elementos provenientes de la investigacion, aplicables al desarrollo de habilidades en el aula.
Esto facilita la promocion del ajedrez educativo entre autoridades. directores, maestros y padres de afmilia.
Публикую перевод отзыва на мою статью.
Интересная работа педагога Татьяны Огневой. В нем представлены элементы, полученные в результате исследований, применимые к развитию навыков в классе.
Это облегчает продвижение образовательных шахмат среди представителей власти. директора, учителя и родители Афмилии.