Меня часто спрашивают — по каким учебникам я веду уроки шахмат вшколе? Я отшучиваюсь и говорю, что за 500 лет правила шахмат не менялись, поэтому следую общепринятой методике. А если серьезно, то я использую метод конструктора в основание которого лежит задача формирования навыка или умения, подходящего по возрасту или принципу преемственности.
На уроках шахмат в школе в предлагаемых заданиях я ставлю цель, добиваясь, которой учащийся открывает новые приемы самостоятельно. Для этого я подбираю позиции, решения в которых находятся методом перебора из двух или трех возможностей.
Например в этой позиции, как правило обычные школьники ходят пешкой b. После этого я предлагаю сделать ход за черных и оценить позицию за белых. И тогда ученик делает правильный ход пешкой f и доиграв вариант до конца самостоятельно находит прием отвлечения слона, чтобы пешка прошла в ферзя.
Или например в этой позиции, как вы догадались, ученик сначала ставит пешку h под бой. Предлагаю ему сделать ход за черных и он находит бьющий ход. Дальше он ходит пешкой f , после чего я спрашиваю, помогает ли этот ход белым. Наконец он догадывается пойти пешкой е, понимая что она перекрыла черному слону диагональ и пешка h станет ферзем.
Итак научение перебору ходов является моей целью обучения учащихся после того, как они освоили все базовые шахматные навыки: ход, нападение, взятие, размен, множественное нападение.
Метод перебора состоит в том, что после того как ученик сделал ход за белых он должен сделать ход за черных и выполнить оценку позиции. Если ход не достиг цели, то делает другой ход. Учим действовать по логике , если ход не достигает цели, то делаем другой ход.
Чтобы узнать насколько успешно сформирован этот навык даем самостоятельную работу в которой ребенок делая ход, должен задать себе вопрос: «А достиг ли сделанный мною ход поставленной цели»?
Таким образом мы приучаем ребенка действовать целеустремленно. Наличие цели и желание ее достигнуть разворачивают у ребенка функциональную систему, в виде своеобразного конструктора. Один блок анализирует, другой блок оценивает, третий блок осуществляет задуманное.
Так как ребенок является развивающейся системой, то у него эти блоки по разному и неравномерно развиты. И цель шахматных уроков давать такую нагрузку чтобы эта функциональная система простраивалась и развивались блоки которые недостаточно хорошо работают.
Как правильно подметил Аркадий Дворкович, прочитавший мою статью, такой стиль преподавания формирует и тренирует полезные жизненные навыки у детей на уроках шахмат в школе.
Как повысить качество урока шахмат
В данном случае я тренирую навык, заключающийся в том чтобы прежде чем делать действие, подумай о его последствиях.
Многие педагоги этот принцип провозглашают, но не делают конкретной целью для развития этого умения до автоматизма у всех обучающихся школьников на уроках шахмат в школе.
Но тогда у нас не будет внятного ответа на вопрос, а какую пользу приносят шахматы как учебный предмет.
А все таки ответьте на вопрос: «Какие учебники для обучения шахматам на уроке в школе вы знаете, содержание которых направлено на развитие элементарных навыков мышления и предвосхищения в игровых заданиях»?