Анализ и синтез в исполнении четырехлеток


Несколько дней назад на одном очень известном московском форуме chessvdk заметили мою рубрику и сообщили читателям, что они узнают в моем блоге как я развиваю у четырехлеток и старше аналитико-синтетические способности посредством шахмат. Упс! А я еще ничего такого не писала. Срочно исправляю эту оплошность. Для этого задания хорошо подойдет доска 5х5, на которой раставляем следующую позицию.

Роли исполняют: перевернутая черная пешка — стенка пещеры; черная ладья — монстр, угрожающий спокойствию жителей города; белая ладья — храбрый охотник, спасающий город от ужасного монстра.

Рассказываю детям, что на краю города в пещере поселился ужасный монстр. Если он выйдет из пещеры на открытую дорогу жители города будут в большой опасности. Храбрый охотник вызвался спасти жителей от этого монстра. Задаю вопрос детям:» Что необходимо сделать охотнику, чтобы монстр не вышел из пещеры? Проведите пальчиком по дорожке на которую собирается выйти черная ладья. А теперь сделайте ход белой ладьей.» Дети передвигают белую ладью на а5. Предлагаю детям сделать разумный ход за черную ладью. Объясняю, что монстр не дурачок. Он все хорошо видит и не собирается идти под бой белой ладье. Дети делают ход. Задаю следующий вопрос:»Как вы думаете, что необходимо сделать охотнику, чтобы победить монстра»? Выслушиваю ответы детей. Говорю, чтобы победить монстра необходимо изучить привычки монстра — где он спит, а где водичку пьет. Предлагаю поставить пальчик на ту клетку, куда он пойдет, чтобы водички попить. Дети ставят пальчик на свободную клетку в пещере монстра. «Охотник узнал важную информацию и знает где он должен ждать монстра». Предлагаю детям сделать такой ход , чтобы он оказался на одной дорожке со свободной клеткой. Дети делают ход. Потом делают ход черной ладьей и в результате белая ладья бьет черную ладью и побеждает в этой схватке. Предлагаю детям разобрать пещеру. Какую стенку можно взять на первом ходу. Следим за правильностью выполнения хода ладьей. Следующим ходом забираем вторую стенку. Наконец остается последняя стенка. Она находится наискосок от белой ладьи. Предлагаю детям сделать такой ход, чтобы на следующем можно было забрать стенку. Дети выполняют нападающий ход и забирают последнюю стенку.

Старшим детям я предлагаю следующее игровое задание на эту тему. Эту позицию они играют два раза с переменой цвета.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *