Как я начала писать сказки


       Когда я начала учить детей начальной школы шахматам после всех основных уроков, то мне пришлось столкнуться с проблемой детской усталости. Уставший ребенок и шахматы несовместимы друг с другом. Если учесть, что это происходит после обеда, то некоторых детей клонит в сон. У других детей от усталости слабеют тормоза, и они не могут спокойно сидеть за столом. В том и другом случае все эти состояния препятствуют обучению шахматам, так как детское внимание является рассеянным либо отвлеченным.

Я стала искать ресурс, который открыл бы детям источник энергии. И я его нашла. Им оказалось детское воображение. Я оживила шахматные фигуры и пешки, наделив их стремлениями и целями, понятными детям.  В этом шахматном королевстве пешки были детьми, а шахматные фигуры взрослыми, опекающими этих детей. Однажды пешки-дети придумали хитрый план, повлекший за собой цепь событий. Рассказывая своим ученикам эти истории, я заметила, что от детской усталости не осталось и следа. Их лица оживились, в глазах появился интерес и единственным их желанием было поскорее добраться до шахмат и самим поиграть в эти сюжеты. Они перевоплощались в персонажей этих шахматных историй и целиком погружались в игровую деятельность. Меня очень удивляло то, что дети, которые только познакомились с правилами ходов, очень разумно вели свою игру. Было очевидно, что они делали это осмысленно, с осознанием той цели, которая была ими хорошо понята благодаря образу, жившему в их воображении. Но на этом сюрпризы не кончились. Помимо разыгрывания сюжетных историй, учащиеся решали шахматные задачи, представленные в виде борьбы охотника с монстром, борющегося за обладание сундука с сокровищами. Самой большой проблемой для меня было привести детей в класс на занятие шагом, а не бегом. Дети, сгорая от нетерпения, переходили на бег.

 С тех пор работа с детским воображением стала моим главным методом с новичками при обучении шахматам. Однажды на сайте ФИДЕ я увидела объявление о шахматной конференции, посвященной шахматам и математике в Лондоне. Организаторы конференции организовали конкурс на лучшую шахматную мини-игру. Я отправила на этот конкурс свою игру под названием «шахматный футбол» и описание упражнения про охотника и монстра. Джон Фоли в своем письме прислал мне замечания по поводу «охотника и монстра». Смысл сводился к тому, что бороться за сокровища это — очень меркантильно и недостойно для настоящего героя. Нужно спасать принцессу, вот такую миссию должен выполнить охотник. Организатор конкурса Джон Фоли пригласил меня на конференцию. В результате моя игра «шахматный футбол» победила в конкурсе. Я была счастлива лично присутствовать и получать поздравления от присутствующих.

Замечания Джона Фоли не давали мне покоя. Я стала размышлять про принцессу. Сначала я находилась в замешательстве: «Откуда она появилась и как она очутилась в пещере монстра», — думала я. Чем больше я размышляла о принцессе, тем детальнее начинала представлять себе обстоятельства, предшествующие этому печальному событию. В конечном итоге ее спасли и все хорошо закончилось. В результате этих размышлений на свет появилась сказка «Приключения Алекса в шахматном королевстве». Замысел сказки развернулся передо мной во всей полноте, но была одна проблема. Я не знала, как ее начать. Мне была неясна мотивация главного героя обучаться шахматной игре. «По какой причине он станет этим заниматься? Что станет движущей силой его намерения?», — спрашивала я себя и не находила ответа.

Ответ на это вопрос я получила, участвуя в скайп-конференции, организованной методическим центром Нижневартовска, в качестве докладчика о своей поездке в Лондон. В числе докладчиков также принимал участие Владимир Полей из Белоруссии, работающий в Швеции. Он рассказал о ежегодном школьном чемпионате классов, где ценно участие каждого, так как может оказать решающее влияние в борьбе за звание чемпиона школьных команд. Благодаря этой информации я поняла, что могло быть движущей силой для героя моей сказки обучаться шахматам. Он не хотел подвести своих одноклассников, готовящихся к этому соревнованию. Поэтому он решил обязательно научиться играть в шахматы.

 В прошлом году я представила эту сказку на конкурс среди шахматных педагогов России и стала одной из победительниц.  В этом году выпустила учебное пособие по обучению детей шахматам, в которое включила эту сказку. На сегодняшний день я написала четыре обучающие шахматные сказки с красивыми иллюстрациями в исполнении талантливой художницы Татьяны Богачевой. Я очень благодарна Джону Фоли за тот стимул, который получила, участвуя в конференции в Лондоне.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *