Изучаем ход ладьи


            Давайте начнем наше изучение шахмат с хода ладьи. Аккуратно снимем все фигуры с шахматной доски и оставим одну белую ладью на поле «а1». Мы с вами уже заметили, что ладья похожа на башню, но в отличии от замковой башни, наша ладья умеет двигаться по дорожкам. Дорожки бывают вертикальные и горизонтальные. Я показываю на демонстрационной доске вертикальный ход ладьей и прошу детей сделать такой же на своих досках.  Дети обычно двигают ладью вперед и не видят никакого противоречия. Я говорю, что движение по вертикали напоминает движение в лифте и показываю рукой вверх, а потом вниз. Потом я подхожу к парте ученика и беру его ладью и поднимаю ее вверх, а потом опускаю ее вниз. В итоге ладья опять осталась стоять на той же клетке. Спрашиваю у детей, почему моя ладья двигалась на демонстрационной доске, а ладья на ученической доске осталась стоять на своем месте. Обязательно найдется наблюдательный ребенок, который заметит разницу в расположении учительской и ученической доски. Учительская доска весит на стене, а ученическая доска лежит на парте. Спрашиваю у детей, что стало с вертикалью на ваших досках? Предлагаю детям поднять руку вверх, а потом опустить ее вниз, останавливаясь вытянутой рукой вперед. Становится очевидно, что вертикаль легла. По какому направлению теперь движется ладья? Если дети затрудняются дать ответ прошу поднести свою руку к животу и выпрямить ее. После этого им легче определить это направление как вперед и обратное ему назад. Договариваюсь с детьми, что такой ход ладьи мы будем называть вертикальным. Очень важно, чтобы дети прочувствовали это движение относительно себя. Потом показываю детям на доске движение ладьи по горизонтали. Определяем его как справа – налево или наоборот. Такое разъяснение про различие хода по вертикали, выполненное на учительской доске, очень важно для правильного переноса ходов и позиций на свои ученические доски. Добавляю черную ладью на поле «а8» и вызываю к доске ученика. Говорю ему делать ход белой ладьей. Все остальные ученики повторяют этот ход на своих досках. Потом сама делаю ход черной ладьей и снова прошу повторить. Итак, несколько раз. Потом свою черную ладью ставлю на одну линию с белой и помогаю ученику сделать бьющий ход. В последней части занятия за 10 минут до конца урока раздаю ученикам задания. В этих заданиях ладьей необходимо собрать все яблоки так чтобы не делать пустых ходов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *