Задание, которое
выполняется с помощью рисования.
Инструкция:
— Нарисуйте большой квадрат на своем листочке. (Далее следует активизирующий
вопрос детям): — Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы
разделить его на три горизонтальные полоски? (Затем следует новый
активизирующий вопрос): — Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате,
чтобы разделить его на три вертикальных столбика?
В итоге мы поделили с детьми квадрат на 9 клеток. Затем рисуем сверху этого
квадрата крышу и получаем дом. Рассказываем детям, что в этом доме живут две
сестры белые ладьи. Рисуем одну ладью в нижнем левом углу, другую — над нею.
Говорим ребятам, что в этом доме отсутствуют лесенки. Просим объяснить причину
их отсутствия. Хвалим догадавшихся детей, ответивших, что лесенки ладьям не
нужны, потому что они не умеют по ним ходить. Сообщаем, как хорошо живется двум
сестрам в этом доме. Но у них есть привычка включать свет во всех комнатах всех
этажей и подъездов, в которых они непосредственно находятся или могут сразу
туда дойти за один ход. Вызываем по очереди детей с просьбой нарисовать
солнышко в «освещенных» ладьей комнатах.
Однажды к белым ладьям подселилось приведение в правый верхний угол. Оно было
угрюмо и неприветливо и издавала пугающие звуки «УУУУУ…», а самое главное,
оно не любило освещенные комнаты и набрасывало на них тень, еще больше пугая
бедных сестер.
Просим помощи у детей, чтобы обнаружить эти комнаты и зарисовать половину
желтого круга черным цветом. Мы нашли также полностью пустую темную комнату,
без единого лучика света. Кружок в этой комнате будет полностью черным.
Задаем детям вопрос: «Как белым ладьям избавиться от приведения в виде черной
ладьи?» Выслушав ответы детей, можно помочь им наводящим вопросом: «Чего боится
приведение в виде черной ладьи? В какой комнате оно может спрятаться в данный
момент?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы сообразить, что черная ладья,
как любое привидение, боится освещенных комнат. Нужно лишить ее убежища, то
есть в темной комнате нужно включить свет безопасным для белых ладей способом.
Тогда лишенная убежища черная ладья покинет дом. Для этого детям осталось
показать на своем рисунке стрелкой, как пойти белой ладье, чтобы оказаться на
одной линии с темной комнатой, но не на одной линии с черной ладьей. Предлагаем
учащимся показать решение стрелкой в направлении от белой ладьи к квадрату с
черным кружком. Каждая белая ладья может сделать такой ход, поэтому в этом
задании два правильных ответа.
После того, как все дети постараются указать стрелкой правильный ход, просим их
перевернуть листочки и нарисовать опять большой квадрат. Рисуем новую ситуацию
и предлагаем детям самостоятельно ее решить, предварительно указав все
освещенные комнаты, комнаты с тенью и самую темную комнату. Только после этого
просим указать стрелкой ход белой ладьи, освещающий темную комнату.
В этой истории описан алгоритм поисково-ориентировочной деятельности в задании.
По ходу его выполнения все дети с разными способностями к анализу придут к
одной цели. Обозначение комнат разными способами позволит импульсивным и
торопливым детям действовать осмысленно, целесообразно и исключит поверхностные
решения, не даст действовать наугад.
Смысл этого задания диагностический. Оно определит детей по уровню сформированности алгоритмического мышления.