Знакомство с ходом короля не представляет никаких трудностей для учащихся, но так как его нельзя ставить под бой и оставлять под боем целесообразно знакомиться с ним в последнюю очередь. Самое главное на данном этапе это конечно научить детей ставить мат королю. Данная задача имеет алгоритмическую природу, так как ее можно разделить на ряд последовательных простых операций. Такой подход доступен каждому ребенку, освоившему навык нападения до уровня автоматизма. Именно этим я и занималась все предыдущие уроки. Первым действием в постановке мата королю является исследованием свободных и атакованных полей в доме короля. Для этого каждый ребенок пользуется набором двухсторонних квадратов. Квадрат с одной стороны красный, а с другой стороны зеленый. Я объясняю детям, что король подчиняется правилам пешехода. Можно спросить детей какие правила пешехода они знают. Учащиеся расскажут, что зеленый цвет разрещающий, а красный запрещающий движение. В расставленной задаче дети ставят под матуемого короля зеленый цвет и начинают окружать его квадратами в соответствии с правилом пешехода. В итоге два или три квадрата остаются зелеными. Определяем тип линии и фигуру способную захватить ее. В итоге дети матуют короля. Главная задача для педагога отслеживать детей, совершающих ошибки. Ценность этого метода в том, что все работают, а не ждут, когда один скажет ответ для всех. Благодаря цветовому анализу все ученики выполнят задание правильно, и все найдут решение, а значит все научатся. После того как у всех учеников стоит правильная цветовая схема только тогда выставляем ее на учительской доске. В этом вся фишка. Дети не угадывают ход, а выполняют предварительную ориентировочную деятельность. Ориентировочная деятельность является фундаментом для развития аналитического мышления у детей. Смотрите труды известного советского психолога Запорожца. Почему-то предварительная поисковая деятельность, организованная педагогом, напрочь отсутствует во всех шахматных учебниках ориентированных на преподавание шахмат как учебного предмета в школе. Именно эта деятельность предваряет формирование внутреннего плана действия у детей при условии, что все правила ходов шахматных фигур и пешек уже хорошо автоматизированы к этому моменту. Критерием служат умение детей выполнять нападающие ходы, особенно конем и пешками. Поэтому формирование внутреннего плана действия без выполнения игровых упражнений между детьми и предварительной ориентировочной деятельности, это все равно, что строить дом на песке. Это просто ненаучно.
Честно скажите – вы видели подобный метод обучения? Вряд ли. Дело в том, что главной задачей шахматного обучения является развитие внутреннего плана действия. При этом считается, что это произойдет только, если, ребенок будет сидеть сложа руки и устремив взгляд на доску или в книгу будет обдумывать решение. При этом все забыли, что внутреннее, это было, когда- то внешним. Ведущими типами детского мышления является наглядно- действенный и наглядно- образный. Получается, что, обучая детей шахматам, как новому опыту мы не заботимся о наглядности, конкретности, образности и возможности пропустить это путем активных действий, чтобы этот опыт усвоить и создать внутренний аналог. В этом случае развитие внутреннего плана действия будет недосягаемой мечтой так же, как и построении коммунизма в отдельно взятой стране. Есть такие авторы пособий, которые считают, что их подход (развития внутреннего плана действий без игры, без наглядности) единственно верный, научный и истинный. Это очень напоминает лозунги пропагандистов марксизма- ленинизма, как единственно верного и истинного учения. К чему это привело мы сейчас наблюдаем. Такой способ обучения стал очень распространенным из-за удобства для взрослых, ведущих обучение шахматам. Раньше это нивелировалось тем, что многие умели играть в шахматы и могли помочь своим детям и поэтому срабатывала любая методика. Сейчас родители современных детей, это поколение кризисных 90-х. В те времена родители этого поколения были заняты выживанием. Подавляющее большинство современных родителей также занимаются выживанием и не умеют играть в шахматы и не любят ими заниматься, и не хотят или не могут помогать в этом своим детям. Поэтому очень важна технология обучения шахматам для современных детей. Обычно с прошу родителей своих учеников не учить шахматам своих детей, а делать наоборот. Пусть дети учат своих родителей шахматам. Разыгрывают с ними упражнения и игры, в которые играют на уроке. Благодаря этому дети лучше будут усваивать шахматную науку и параллельно научат играть в шахматы своих членов семьи.