Слабонервным читать не рекомендуется

Заключительный урок в триместре я посвятила разбору домашних заданий на тему « Борьба ладьи против пешек».  Для некоторых это было хорошим шансом повысить оценку за триместр.

Поэтому учащиеся постарались как могли и в назначенный день сдали мне распечатки со своими решениями. Я на этом же уроке быстро проверила их работы и тут же по горячим следам провела работу над ошибками.

В этой работе у одного учащегося черные пешки пошли назад, домой к седьмой горизонтали. Когда я спросила о причине такого странного поведения пешек, ученик воскликнул : « Да откуда же я знаю куда они на этой диаграмме идут?»  Это было сказано так искренне и непосредственно, что я слегка опешила, но потом постаралась устранить этот пробел в его шахматном образовании.

Поэтому у остальных я уже предварительно спрашивала-  а знают ли они где черные  пешки превращаются в ферзя? Учащиеся отвечали, что превращаются на первой горизонтали.

Значит – протяжно проговорила я- куда должна пойти белая ладья?

На восьмую горизонталь- радостно отрапортовал ученик.

Пришлось мне ему привести пример из жизни.

-Твои друзья ждут тебя на автобусной остановке на первой горизонтали, а ты отправился в метро на восьмой горизонтали. Встретишься ли ты со своими друзьями? Очевидно, что нет.

После разбора этого задания ученики уже поняли основную стратегию за ладью против одиноких пешек, которая заключалась в своевременном перемещении ее на горизонталь превращения и поджидания  слабеньких пешек.

Поэтому в следующей позиции девочка после того, как решила пойти пешкой «b» сразу поняла, что это проигрывает, так как ладья без особых проблем пойдет на восьмую горизонталь и всех там дождется.

Вернув позицию в исходное состояние, она пошла другой пешкой «е» тем самым помешав ладье занять нужную линию и в результате пешки победили.

На этом примере очень ярко дети увидели процесс нахождения решения, который заключается в том, что после того, как было принято решение за белых, необходимо подумать, что будут делать черные. Оценить получившуюся позицию и в случае проигрыша, рассмотреть другой ход.

Такой метод рассуждения является универсальным алгоритмом принятия решения в любой жизненной ситуации на основе разумного подхода. И овладеть им является важной задачей урока шахмат в школе.

Такой навык поможет в дальнейшем учащимся принимать осознанные решения и не становиться, например жертвой мошенников, которые играют на эмоциях и тем самым подталкивают к импульсивным действиям своих будущих жертв.

Эта беседа так впечатлила девочек, что, не успев приехать домой у меня на почте уже были от них правильно сделанные варианты заданий.

В самом радужном настроении я ответила на звонок мамы своей ученицы.

Мама обвинила меня, что я плохой учитель и не научила ее дочку , так как поставила оценку ниже ожидаемой, а они весь вечер делали эту работу вместе.

Я нашла работу девочки и увидела, что первым ходом она пешку просто поставила под бой ладьи, а выигрыш второй пешки не составлял труда для черной ладьи. Когда я рассказала об этом маме она смягчилась и поняла, что ее дочери есть еще над чем работать в шахматах.

В этой позиции большинство учеников побили пешку « f», так же не проверив, что будет дальше.

Таким образом главной задачей домашнего задания была проверка сформированности навыка принятия решений , занимающихся второй и третий год по учебникам Прудниковой и Волковой.

Почему, то я не была удивлена таким положением дел, чего не скажешь о родителях моих учащихся. Для некоторых это явилось шоком и неприятным открытием.

Если хотите вы можете повторить мой подвиг и дать детям такое домашнее задание, а потом на уроке его разобрать со своими учениками.

Вы так много нового о них узнаете. Но слабонервным советую воздержаться.



Обновлено: 20.02.2021 — 23:08

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *