Секреты диагностики

Я получила много откликов на пост о моем комплексе диагностике, разработанным почти 20 лет назад. По сей день этот диагностический комплекс единственный по изучению способностей к обучению шахматам. Многие писали, что применяли и убеждались в ее высокой прогностичности.

Мне самой эта диагностика очень пригодилась во время моей работы школьным психологом, когда я проводила собеседование с будущими первоклассниками. В школе практиковали разделение на класс коррекции, обычный и с усиленной подготовкой. Детей нуждающихся в классах коррекции, хорошо определяли логопеды. Заминка возникала тогда, когда ребенок имел навыки чтения и счета. Необходимо было определить потенциал будущего первоклассника в плане обучения в классе усиленной подготовки. Я давала готовый бланк с заданиями и рассказывала инструкцию к его выполнению. Дальше ребенок действовал самостоятельно, а я наблюдала за ним.

Уже при выполнении задания с решетками некоторые дети проявляли повышенное напряжение, при этом у них краснело лицо сбивался ритм дыхания. В данном случае наблюдались яркие признаки психосоматического компонента. Данные признаки показывали энергозатротность затрачиваемых усилий, что приводит к усталости и отказу от деятельности.

Второе задание «Архитектор и строители» является самым сложным. Необходимо было смоделировать по условию, заданному взрослым. Если ребенок ошибался, но сам находил и исправлял ошибку я это засчитывала плюс ребенку.

Безотрывное рисование заборчика является очень прогностичным заданием. Если ребенок при переходе с одного элемента на другой рисует между ними черточки, то это свидетельствует об инертности и если в дальнейшем ребенку придется работать в быстром темпе с необходимостью переключения на другую деятельность, то многочисленных ошибок ему не избежать. Ребенок может начать рисовать заборчик одного размера, а закончить значительно меньше. Это свидетельствует об истощаемости, быстро наступающей усталости. Если во время рисования заборчика ребенок высовывает язык и двигает им из стороны в сторону, то это свидетельствует о сниженной активации затылочных долей, отвечающих за зрительное восприятие и перемещения в пространстве, наблюдаемых объектов. Двигательная активность языка восполняет этот недостаток. Такой признак обозначает недостаточно развитую зрительную память, что в дальнейшем приведет к излишнему оречевлению, но энергозатраты будут большими и ребенок будет сильно уставать или выпадать из учебного процесса.

Эмоциональный статус как правило подтверждает негативное отношение в случае повышенной нагрузки. Поэтому эта диагностика позволила мне уберечь многих детей от перегрузок, сохранив им здоровье и дав им возможность учиться в комфортном им темпе. В дальнейшем я основное внимание уделяла детям из класса коррекции, оказывая помощь с первого класса. Таким образом у них не было негативного опыта неуспешности благодаря слаженной работе всех специалистов.

С пятого класса шло формирование гимназического класса. Для этой цели раньше, классы приходилось повторно тестировать и сильно менять состав. Классы сформированные по моей рекомендации не нуждались в такой реформации, так как успеваемость у всех была достаточной для обучения уже в гимназическом классе. Просто к ним добавлялось два или три человека из обычного. Все коллективы сохранялись и продолжали действовать в обычном режиме.

Во многих школах сейчас набирают детей для обучения по ускоренной программе. Я думаю, что мой диагностический комплекс им очень пригодился бы.



Обновлено: 28.08.2020 — 00:06

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *