Авторская технология обучения шахматам


Для чего нужны шахматы школе. Ответ очевиден, для того чтобы развивать у школьников следующие качества и навыки:

  1. Тренировать мышление.
  2. Улучшить логическую память.
  3. Повысить работоспособность в условиях интеллектуального напряжения.
  4. Развивать умение планировать свои действия с учетом последствий.
  5. Повышать самоконтроль и самообладание в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.
  6. Тренировать концентрацию внимания.
  7. Развивать навыки визуализации вероятностного будущего.

Все эти качества и навыки очень важны школьникам для успешного обучения в школе. Чтобы добиться поставленных целей необходимо понять, что обучение шахматам следует логике развития ребенка, а не наоборот. Это значит, что объем и содержание шахматного материала должно соответствовать внутреннему потенциалу ребенка, то есть быть посильным и в то же время служить основанием для дальнейшего продвижения. В современном классе дети по своей способности к обучению делятся на четыре группы: продвинутые, средние и затрудняющиеся дети, а также дети с особенностями в поведении. Для нас все дети важны и ценны, поэтому обучение шахматам должно подстроиться под их возрастные и индивидуальные особенности. Кажется, что миссия невыполнима. Но есть у всех детей одно общее свойство – они любят играть! Ребенок играет во множество игр. Чем старше он становится, тем более сложными они становятся. Но все игры, начиная от примитивных и кончая сложными, имеют одну схему – захват цели и получение удовольствия от ее обладания. Поэтому шахматы для детей на начальном этапе обучения, это что-то среднее между игрой в мяч и ролевой игрой. От такого, подхода все дети получают удовольствие, а в результате образуется структура, которая послужит основанием для создания системы, обеспечивающей принятие осознанных решений.

         Основной целью шахматной педагогики является создание устойчивой системы связей, которая преобразуется в устойчивую универсальную   структур, активирующуюся в работе с логическим компонентом.

 Структуру невозможно загрузить в ребенка, как программу в компьютер. Ее можно вырастить только изнутри благодаря совместным усилиям ребенка и педагога. Главную роль здесь играет активность ребенка, организуемая педагогом, понимающим детей.

Основное правило работы на данном этапе заключается в дозировании шахматной информации.  Избыток информации препятствует формированию мышления. Рецепт составления заданий для детей достаточно прост и заключается в том, чтобы дети проявляли поисковую активность, начиная с двух альтернатив.

Например, в следующем задании на малоформатной шахматной доске 4Х4 где белая ладья на d1, черная ладья на а4  необходимо определить результат игры при условии обязательного взятия белой ладьей неподвижных черных пешек на полях: b3, d3 и черной ладьей белых неподвижных пешек на а2 и b2. Если две ладьи встретятся на одной линии, то выигрывает та ладья, которой принадлежит очередь хода. В этом задании учащийся может по очереди передвигать фигуры за белых и черных, что очень хорошо для повторения и закрепления правила хода и взятия ладьи. Знающие правила ходов шахматных фигур, могут попытаться определить результат игры, не передвигая фигур на доске.

 Все дети очень разные. Некоторые дети отчетливо проявляют признаки устойчивой структуры, у других больше преобладают эмоциональные проявления, и есть дети со слабыми признаками ее присутствия. Возможно, именно в этом заключаются основные трудности преподавания шахмат детям. Мне удалось преодолеть эти трудности. Я в обучающий материал включила в игровую деятельность. Эти игры хорошо известны всем шахматным педагогам и шахматным тренерам начального звена. Это борьба фигур против пешек

По ходу практической игровой части урока я внимательно наблюдаю за учащимися, потому что, встречаются дети, затрудняющиеся выполнить навык нападения. Дети часто не осознают причину своих затруднений в шахматах, поэтому преодолеть их без помощи понимающего взрослого они не могут. Успех моей технологии обучения во многом определен пониманием этих трудностей и своевременным оказанием помощи таким детям. Трудности, испытываемые детьми, являются их точками роста. Своевременное преодоление этих трудностей положительно влияет на динамику развития таких детей. Как же распознать таких детей?  Они знают правила хода фигур, и знают какой объект они хотят атаковать, но все время промахиваются. Возникает ощущение, что у них трудности с восприятием линий шахматной доски. Такое часто случается с восприятием диагоналей, реже с вертикалями и горизонталями. Как же у этих детей будут устанавливаться логические связи? Обязательно таким детям нужно уделить внимание и оказать помощь!  Я предлагаю им поставить указательный палец на клетку объекта и провести линию от него. Потом ученик берет шахматную фигуру и ставит ее на эту линию. Вот пример, в котором затрудняются большинство учащихся на начальном этапе обучения шахматам: у белых ладья на с7, а у черных пешка на f2. В этой позиции белым нужно пойти так, чтобы выиграть поединок с пешкой. Обычно дети ходят ладьей на c2, после чего пешка идет на f1 и превращается в ферзя, что оценивается как выигрыш черных пешек. Как помочь детям в этой ситуации? Не спешите читать мой совет, а попробуйте подумать о том, как бы вы поступили в этой ситуации?

Я спрашиваю у ребенка: «По какой дорожке все время шагала эта пешка? Поставь ладью на эту дорожку.» Если ребенок и в этом случае затрудняется, тогда предлагаю поставит палец на клетку где стоит пешка и провести линию, чтобы потом поставить туда свою ладью.

Самый сложный случай был у меня, когда один мой ученик выполнял горизонтальный ход своей ладьей, и соскальзывал ею на соседнюю горизонталь, не замечая этого. Оказалось, что у этого ученика проблемы со зрительным восприятием, потому что у него был астигматизм. Я нашла способ ему помочь. Он выполнял игровые упражнения на большой демонстрационной доске, висевшей вертикально. После месяца игры, он адаптировался к пространству и перешел на обычную доску. Поэтому так важен период, когда мы знакомим детей с таким элементарным навыком как нападение в игровой форме. Иначе, мы не увидим затрудняющихся детей, а они потом в той или иной форме будут нарушать дисциплину, жаловаться, что они ничего не понимают и просто будут мешать нам вести урок.

Элементарно не значит примитивно.

 «А что же делать в это время продвинутым детям, которые все на лету хватают?»: — спросите вы. Давать те же задания только повышенной сложности, тем самым осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику. Однажды у меня мама, присутствующая на уроке стала возмущаться примитивностью предлагаемых упражнений. Я дала ей задание средней сложности на тему собирания предметов ладьей с условием запрета пустых перемещений, где белая ладья находится на а4 , а собираемые ею яблоки на полях: а2,a8,b1,e4,f1,f2,f4,f8,h8. Она не смогла с ним справиться. Больше разговоров на эту тему у нее не возникало, потому что мама ученика на себе почувствовала всю тяжесть интеллектуального труда. На рисунке вы видите пример такого задания на 9 перемещений ладьей.

 Конечно, такие задания являются демонстрацией возможностей шахмат для развития детского интеллекта на уровне знания хода даже одной фигуры. Но не стоит надеяться, что все дети будут выкладываться на полную катушку, чтобы их решить. Причин для этого много. Самой распространенной является детская усталость. Ведь дети занимаются шахматами после всех основных предметов или во второй половине дня, когда они пообедали и от приятного чувства сытости клонит в сон. «Как же быть?»- спросите вы. Мне удалось решить эту проблему. Неиссякаемый источник детской энергии, заключен в их наглядно- образном способе познания мира. Такой способ познания мира приносит детям радость. Поэтому я оживила шахматные фигуры и пешки, превратив их в персонажей шахматной сказки. Главными героями этой сказки становятся непослушные дети пешки. Они не любят дневной сон и всеми силами хотят избежать его. Мальчик, который попал в шахматное королевство придумал хитрый план. Пока их наставница Руффа (белая ладья), будет гоняться за пешками он проберется на последнюю клеточку и переоденется в королеву и уволит наставницу. Понятно, что, блеск бриллиантов затмил глаза бедной няне и она не сумела разглядеть переодетого мальчишку, в случае если она не находится в этот момент с ним на одной линии.

 Таким образом дети играют в ролевые шахматные игры. Вживание в роль помогает детям схватывать идеи игры и благодаря этому уже с первых ходов идет осмысленная игра. Когда дети понимают смысл игровой ситуации в их игровой деятельности появляются признаки системного мышления. Это широко-охватное мышление, которое позволяет видеть всю ситуацию за себя и за партнера. После того как дети сыграли свои партии я разбираю с детьми принципы наилучшего разыгрывания этой игровой ситуации, опираясь на их опыт полученный в процессе их собственной игры. Тем самым учащиеся начинают понимать ценность обучения и это побуждает их относиться с большим вниманием к этой части шахматного урока.

Многие преподаватели отмечают, что детям нравится просто играть, но они не любят решать задачи. На помощь опять приходит сказочная форма подачи учебного материала.  Я сообщаю детям, что у королевы пропала ее дочь. Принцесса одела королевские туфельки и ее унесло в заколдованный лес и теперь в пещере ее стережет монстр. Надо спасать принцессу.

Описание задачи: Белая ладья h2 это движущаяся башенка на колесах в которой сидит охотник, перевернутая белая королева – принцесса b6 (она не двигается), черная ладья – монстр b7, перевернутые черные пешки — стенки пещеры:b5,c5,c6,c7,c8.

Чтобы победить монстра, спасти принцессу и разрушить пещеру необходимо помнить, что нельзя выпускать монстра из пещеры, иначе он придет в королевство и тогда жди беды. Поэтому первым ходом надо встать на дорогу, ведущую к пещере, и попросить детей сделать этот ход. Затем я спрашиваю детей что нам нужно сделать, чтобы победить монстра. Выслушав ответы детей, я предлагаю изучить привычки монстра. В какой клетке он будет спать? Очевидно, что у него есть только один безопасный ход. Поэтому принимаем решение, чтобы на этой линии устроить ему засаду. Идем туда и ждем, когда монстр (черная ладья) встанет под бой белой ладье. Такие задачи дети решают с большим удовольствием проникаясь к шахматам неподдельным интересом. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя учащихся просто информировать о правилах шахмат, надеясь, что каким -то чудесным образом это разовьет их способности и они поумнеют. Необходимо создавать детям ситуации поиска, а это возможно и на очень элементарном шахматном материале.  В предлагаемой методике дети мыслят и принимают решения буквально с первых ходов.

 Еще один хороший метод активизации детского мышления заключается в использовании малоформатной шахматной доски с задачами на уничтожение. Белые начинают и выигрывают на этой мини шахматной доске 3×3, в которой белая ладья с1, белый слон b1, черный слон а1 и еще один черный слон b3.

В моей методике я предлагаю обучение ходу пешки сразу после ладьи. Ранний ввод пешки дает возможность разыгрывать разнообразные упражнения, так как пешка создает рельеф в шахматной игре, потому что, выполняет многочисленные задачи. Она может быть объектом атаки, а также подкреплять собственные фигуры. Иногда она прикрывает их от атаки, но бывают случаи, когда пешки ограничивают активность собственных фигур. С появлением пешек возникает игровое многообразие и разворачиваются сражения хотя и без короля. Поэтому раннее обучение ходу пешки целесообразно вводить тем педагогам, которые понимают, что у ребенка создаются структура диффиренцированных связей в психике в процессе игровой деятельности. На примере разыгрывания пешечных боев, предоставляется   возможность детям объяснить метод оптимальности выбора хода при отсутствии умения долгосрочного планирования.  Здесь и сейчас нужно делать не проигрывающий ход, он то и будет являться самым оптимальным. Этот метод выбора оптимального хода повышает детскую стрессоустойчивость в сложных ситуациях. Разыгрывание игровых упражнений с пешками против фигур позволяет детям получить реальный опыт, помогающий им почувствовать себя не только игроками, но и исследователями. В этих играх необходимо выработать наилучшую стратегию относительно возможностей шахматных фигур и пешек. Такой подход развивает у детей аналитико-синтетические способности и учитывать объективные факторы игровой реальности, в которой они находятся. Освоение хода ферзя не представляет особой сложности для детей. Главное стараться не ставить его под бой пешкам и фигурам. Дополнительной интеллектуальной нагрузкой к уже знакомым задачам на сбор предметов, не делая пустых ходов, ограничение фигуры можно добавить обратные задачи на нахождение общего поля для одновременного контроля всех предметов, помещенных на шахматную диаграмму. Это задание является сложным для детей потому, что они непривычные. Мы в повседневной жизни не пользуемся такими навыками. Мы не можем видеть одновременно в восьми направлениях, потому что у нас нет на затылке глаз и наша голова не может поворачиваться на 180 градусов.  Дети постепенно адаптируются к таким заданиям и через некоторое время начинают уверенно выполнять навык множественного нападения. Ход слона на начальном этапе представляет некоторые трудности также из-за особенностей нашего восприятия. Человеческий глаз двигается по круговой орбите и поэтому восприятие диагоналей затруднено, так как квадраты соединяются углами. Требуется некоторое время, чтобы привыкнуть их различать и удерживать взором.  Поэтому затрудняющихся детей учим себе помогать известным способом.   Игровые упражнения способствуют лучшей адаптации к специфике шахматного пространства путем создания сетчатой структуры в нашей голове для отображения и обработки информации. Эта сетчатая структура имеет универсальные свойства наполняться для обработки данных логического характера. Сегодня шахматы, завтра математика, потом грамматика. На данном этапе такая игровая деятельность к спорту не имеет никакого отношения. Поэтому нет игры, нет успешной адаптации у большинства детей к специфике шахматного пространства. Значит все остальное профанация. Из всех сложностей можно найти выход. Было бы желание и понимание важности игровой деятельности на уроке шахмат. Например, половина класса идет на английский, а половина на шахматы. Возможно применение компьютерных программ для игровой части.

Чтобы учащиеся успешно освоили ход коня, нужно перед конем поставить барьер в виде карандаша. Конь должен перепрыгнуть барьер и, так как он очень резвый, он поворачивает на соседнюю линию. Ход коня дети осваивают быстро, а вот нападение конем очень медленно. Чтобы учащиеся могли освоить нападающий ход коня, к этому моменту должен сформироваться навык восприятия шахматной линии как обобщающего понятия. Только в этом случае ребенок сможет находить соседнюю линию с объектом нападения. Допустим объект находится на 5 горизонтали, значит, чтобы напасть на объект коню надо встать на 6 или 4 горизонталь. Такой подход способствует воспитанию системного мышления в шахматах. Еще больше такой тип обобщающего восприятия тренируется в играх с полным комплектом, но без короля. Это известная игра в шахматные поддавки.В этой игре выигрывает тот, у кого раньше, чем у партнера, закончатся шахматные фигуры. Главное условие этой игры — нельзя пропускать бьющие ходы. В эту игру играем без короля. В этой шуточной игре нешуточно развивается детское внимание и видение всей шахматной доски. Еще эта игра способствует автоматизации навыка шахматных ходов. Здесь уместна аналогия шахматной игры с игрой в мяч. Необходимо реагировать на брошенный мяч. Либо ловить, либо бить, иначе может в лоб засветить. Когда уже пройдено много фигур у ребенка возникает растерянность при игре полным комплектом. Чтобы в голове ребенка не возникала путаница и хаос я советую использовать игру по два хода каждому игроку. Целью этой игры является уничтожение армии противника. Игра проходит очень динамично, предоставляя разнообразные возможности для совершенствования навыка нападения. Нападающий ход коня и пешки в этой игре очень быстро усваиваются. Однажды я наблюдала такую фантастическую позицию в которой белый конь b1, белый конь h6, белый слон d7, белые пешки на полях: а2, b2, f6, и всего одна черная пешка на b3. Она случилась в партии двух шестилетних моих учеников. Кажется, что белые побеждают, но сейчас ходят черные. Единственная черная пешка становится ферзем за два хода и превращается на черном поле, чтобы избежать атаки слона белых. Ни одна белая фигура за два хода не может уничтожить ферзя.  Белые также превращают ферзя. Черный ферзь забирает его за два хода и легко справляется с остальными белыми фигурами. Сдаться никогда не поздно! Сверхзадача этой игры состоит в освоении следующих обобщающих понятий: открытость и закрытость линейных фигур, увеличение активности фигур путем вторжения в противоположное королевство. Я такие фигуры называю гостями и призываю обращать повышенное внимание именно им. Развиваются такие качества как смелость, изобретательность. Появляется необходимость в расчете и совершении своих ходов с учетом возможностей противника. Очень важно обращать внимание на ранг шахматных фигур и стараться выигрывать в первую очередь самые ценные из них особенно ферзя. Я по этой игре провожу турниры, и дети с удовольствием в них играют. Еще бы, ведь для участия в таких турнирах достаточно знать правила ходов шахматных фигур и пешек. Знакомство с ходом короля не представляет никаких трудностей для учащихся, но так как его нельзя ставить под бой и оставлять под боем целесообразно знакомиться с ним в последнюю очередь. Самое главное на данном этапе это конечно научить детей ставить мат королю. Данная задача имеет алгоритмическую природу, так как ее можно разделить на ряд последовательных простых операций. Такой подход доступен каждому ребенку, освоившему навык нападения до уровня автоматизма. Именно этим я и занималась все предыдущие уроки. Первым действием в постановке мата королю является исследованием свободных и атакованных полей в доме короля. Для этого каждый ребенок пользуется набором двухсторонних квадратов. Квадрат с одной стороны красный, а с другой стороны зеленый. Я объясняю детям, что король подчиняется правилам пешехода. Можно спросить детей какие правила пешехода они знают. Учащиеся расскажут, что зеленый цвет разрещающий, а красный запрещающий движение.  В расставленной задаче дети ставят под матуемого короля зеленый цвет и начинают окружать его квадратами в соответствии с правилом пешехода. В итоге два или три квадрата остаются зелеными. Определяем тип линии и фигуру способную захватить ее. В итоге дети матуют короля. Главная задача для педагога отслеживать детей, совершающих ошибки.  Ценность этого метода в том, что все работают, а не ждут, когда один скажет ответ для всех. Благодаря цветовому анализу все ученики выполнят задание правильно, и все найдут решение, а значит все научатся. После того как у всех учеников стоит правильная цветовая схема только тогда выставляем ее на учительской доске. В этом вся фишка. Дети не угадывают ход, а выполняют предварительную ориентировочную деятельность. Ориентировочная деятельность является фундаментом для развития аналитического мышления у детей. Смотрите труды известного советского психолога Гальперина. Почему-то предварительная поисковая деятельность, организованная педагогом, напрочь отсутствует во всех шахматных учебниках ориентированных на преподавание шахмат как учебного предмета в школе. Именно эта деятельность предваряет формирование внутреннего плана действия у детей при условии, что все правила ходов шахматных фигур и пешек уже хорошо автоматизированы к этому моменту. Критерием служат умение детей выполнять нападающие ходы, особенно конем и пешками. Поэтому формирование внутреннего плана действия без выполнения игровых упражнений между детьми и предварительной ориентировочной деятельности, это все равно, что строить дом на песке. Это просто ненаучно.

 Дело в том, что главной задачей шахматного обучения является развитие внутреннего плана действия. При этом считается, что это произойдет только, если, ребенок будет сидеть сложа руки и устремив взгляд на доску или в книгу будет обдумывать решение. При этом все забыли, что внутреннее, это было, когда- то внешним. Ведущими типами детского мышления является наглядно- действенный и наглядно- образный.  Получается, что, обучая детей шахматам, как новому опыту мы не заботимся о наглядности, конкретности, образности и возможности пропустить это путем активных действий, чтобы этот опыт усвоить и создать внутренний аналог.  В этом случае развитие внутреннего плана действия будет недосягаемой мечтой так же, как и построении коммунизма в отдельно взятой стране. Есть такие авторы пособий, которые считают, что их подход (развития внутреннего плана действий без игры, без наглядности) единственно верный, научный и истинный. Это очень напоминает лозунги пропагандистов марксизма- ленинизма, как единственно верного и истинного учения. К чему это привело мы сейчас наблюдаем. Такой способ обучения стал очень распространенным из-за удобства для взрослых, ведущих обучение шахматам. Раньше это нивелировалось тем, что многие умели играть в шахматы и могли помочь своим детям и поэтому срабатывала любая методика. Сейчас родители современных детей, это поколение кризисных 90-х. В те времена родители этого поколения были заняты выживанием. Подавляющее большинство современных родителей также занимаются выживанием и не умеют играть в шахматы и не любят ими заниматься, и не хотят или не могут помогать в этом своим детям. Поэтому очень важна технология обучения шахматам для современных детей. Обычно с прошу родителей своих учеников не учить шахматам своих детей, а делать наоборот. Пусть дети учат своих родителей шахматам. Разыгрывают с ними упражнения и игры, в которые играют на уроке. Благодаря этому дети лучше будут усваивать шахматную науку и параллельно научат играть в шахматы своих членов семьи.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *