20 лет назад у меня было много вопросов о том, как учить детей шахматам так, чтобы это помогало им развиваться. Сегодня я имею ответы на многие из них.
К началу школьного обучения каждый ребенок имеет свой внутренний потенциал к обучению. Вопрос заключается в том, является ли он достаточным и будет ли ребенок его активно использовать? Иными словами, насколько ребенок является обучаемым? Шахматы это такая область, где очень быстро проявляется сила и слабость каждого ребенка. Очень хорошо, если ребенок окажется способным и с помощью шахмат раскроет свой потенциал, но может быть и другой вариант развития событий. Как поступить тогда? Я предлагаю перед тем, как начать учить детей шахматам, провести исследование на определение способностей к обучению шахматной игре.
Для того чтобы научиться играть в шахматы, начиная с 6-7 лет, дети должны быть способными выделять заданную линию по условию из множества других на шахматной доске.
Я использовала задание «Решётки А. Зака» для выявления этой способности. Сначала следует познакомить детей с заданием. Для этого проводим тренировочное обучение детей.
Инструкция:
Посмотри внимательно и определи, в какой полоске — левой, средней или правой — один круг расположен не так, как в остальных двух.
«Решётки А. Зака»
Задания для самостоятельного решения
Инструкция:
Посмотрите внимательно на 3 квадрата, заполненные овалами, и определите, в каком квадрате — левом, среднем или правом — один круг расположен не так, как в остальных двух. Над выбранным квадратом поставьте крестик. (Затем предлагается аналогичная инструкция в отношении трех квадратов с галочками и далее – с крестиками).
В случае, когда дети показывают хорошее зрительное восприятие, следует проверить, в какой мере они могут моделировать и воспроизводить образы по заданному условию.
Для этого мною была создана методика «Архитектор и строитель».
Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. (Очень важный момент! Дети часто дают ответ 6 по числу квадратов). Правильно — 2 этажа (педагог показывает этажи). Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой:
2 — этажа.
А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда (педагог показывает подъезды). Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: 3 I подъезда. Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем ПРОЕКТОМ данного дома.
Выполни следующее задание:
Нарисуй дома по заданным проектам. (Дети последовательно рисуют на листе бумаги сначала дом по проекту 1, затем дома по проектам 2 и 3).
1 проект: 3 – и 2 |.
2 проект: 4 – и 3 |.
3 проект: 2 – и 1 |.
——————————-
Очень важный тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием, успешно осваивают шахматную игру. Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам. Если ребенок не нарисовал правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонности только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).
В случае отказа ребенка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие эмоционально–волевой сферы, способности подчинять свое поведение инструкции взрослого. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости. Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру.
Третья методика «Рисование заборчика» взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы ребёнка как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.
Инструкция: (Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами):
«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».
Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются горизонтальные линии, то это говорит о трудностях переключения с одной программы движения на другую в поведении. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика. Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.
Очень важно наблюдать за детьми во время выполнения этого задания. У некоторых детей возникают синкинезии: при письме правой рукой напрягается левая, а язык почему-то начинает двигаться во рту. Через некоторое время происходит нарастание тонуса правой половины тела и сбивается или вовсе задерживается дыхание. Но так как эти напряжения и движения сознательно не контролируются ребенком, как и расход энергии на их поддержание, он довольно быстро истощается и «выключается», а к письму почему-то возникает чувство отвращения.
Последняя методика называется «Эмоциональный статус личности». Она является модификацией цветового теста Люшера, сделанной Дорофеевой, и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного исследования.
Инструкция: посмотрите на экран и выберите самый приятный для себя цвет. Следующий цвет выберите из двух оставшихся. Составьте по первым буквам названий выбранных вами цветов формулу.
Интерпретация результатов по методике Люшера-Дорофеевой
Результатом комплексного исследования по 4 методикам является выявление 3 групп учащихся 1-ых классов (6 – 7 лет)
Возможная причина выделения таких групп заключается в том, что большая группа детей младшего школьного возраста имеет слабые пространственные представления, поэтому они начинают испытывать трудности изучения шахмат и обучения в школе с первых дней.
Доказана необходимость формирования пространственных представлений у детей, хорошо работающих по образцу, но не справляющихся с методикой «Архитектор и строитель», т.е. демонстрирующих репродуктивный стиль деятельности или слабое развитие эмоционально-волевой сферы, в целом пониженную обучаемость, необходимую для успешного овладения ребенком учебного материала.
Для группы детей с затруднениями во всех заданиях причина их сложностей состоит в пропусках психомоторного развития в ходе онтогенеза, начиная с младенческого возраста (пропуск ползания и пр.). Для устранения этой причины детям необходимо восполнить эти психомоторные пропуски с помощью замещающего двигательного тренинга.
ВЫВОД: Прежде чем заниматься шахматами, необходимо провести работу по формированию пространственных представлений и ликвидировать пропуски психомоторного развития.
Нельзя начинать с верхнего уровня если не сформирован нижний, иначе энергию, предназначенную для верхнего уровня, поглотит нижний, или образно выражаясь, энергия как вода уйдет в песок.