Как опыт наблюдателя в квантовой механике помог детям понять для чего им нужен урок шахмат


Я считаю, что урок шахмат в школе лучше, чем внеурочная деятельность.  Главным отличием внеурочной деятельности от урока является отсутствием таких обязательных атрибутов как оценок, домашнего задания и самостоятельных работ, которые являются главным критерием обученности ученика.

Хотя многие со мной поспорят и скажут, что внеурочная деятельность будет более привлекательна для детей чем урок. Многие годы в прессе и на форумах шел спор нужны ли шахматы школе в виде урока. Не лучше ли предоставить посещать шахматный кружок по желанию.

В последние годы происходит сокращение шахматной программы в школах и все меньше предоставляют часов для шахмат как урока в школьном расписании.

Я работаю в школе учителем шахмат вот уже 5 лет. Четыре года я преподавала шахматы как обязательный урок  с 1 по 4 класс.  В этом  том году я работала по урочной системе  только со 2 и 3 классами. В следующем учебном году мне оставили только 3 классы.

Поэтому статья Джери Нэша под названием “Почему мы не можем ввести шахматы как предмет в школах?”  с одной стороны вызвала у меня понимание и сочувствие, а с другой стороны удивление.

Потому что шахматы, как предмет  в рамках школьного расписания  успешно  преподается в Армении до сих пор, а также с переменным успехом в России.

О своем опыте я много рассказывала на международных конференциях, но никакого отклика не получала и заинтересованности  перенять успешный опыт преподавания тоже.

Отвлекусь от грустных моментов и попытаюсь сформулировать при каких условиях шахматы могут претендовать быть в школьном расписании.

Одно из самых главных требований это в том, чтобы школа  действительно ставила приоритетом качество образования и старалась развивать своих учеников успешными  и способными людьми.

Чтобы эти ценности поддерживали родители и прикладывали к этому необходимые усилия.

Чтобы дети также прикладывали усилия и были заинтересованы в своей успешности .

Именно в такой школе мне посчастливилось работать.

Хотя первые 2 года работы в этой школе показались для меня адом.

Первая причина кроется в отсутствии адаптивных  материалов к урокам в виде учебников и сборников для самостоятельных работ. Представьте себе учителя, у которого нет возможности сказать : «Открываем учебник на такой-то странице». Практически каждый урок я создавала такой учебник.

Вторая причина состояла  в формальном отношении учеников  к этому уроку. Они рассматривали его как досуг и были очень удивлены требованиями и необходимостью выполнять самостоятельные работы.

Но несмотря на трудности мне удалось выработать понятные требования и разработать адаптивную программу , опирающуюся на универсальные навыки, которые необходимы каждому успешному ученику.

В основе моей методики лежат два психологических  механизма это адаптация и компенсация. Главное правило нагрузка должна быть посильной  и запускать работу этих механизмов.

Если программа разработана грамотно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, то в процессе обучения достигается сенсомоторная интеграция, которая выражается в умении создавать широкое поле мыслеформ и комбинировать их в нужной последовательности.

Я стараюсь раскрыть пользу шахмат для своих учеников в рассказах и примерах о том какие способности и навыки можно развить в занятиях шахматами.

 Представляю вашему вниманию пример беседы о пользе шахмат с детьми 9–10  лет.

Я сказала своим ученикам, что хочу привести пример из квантовой физики. Они ответили , что им  это будет  очень сложно понять. Я успокоила их тем что поведение квантовых частиц очень похоже на поведение детей. Дело в том, что квантовые частицы могут вести себя по-разному,  как волна и как частица. Если нет контрольного измерения, то частицы ведут себя как волна, если присутствует измерительный прибор, то они ведут себя как частицы и двигаются по более четкому пути. Дети в отсутствии учителя также ведут себя, как волна, но если присутствует контролирующий педагог, то дети ведут себя как целеустремленные частицы.

Частицы ведут себя как волна

Я спросила в каком случае дети достигнут лучших результатов в состоянии волны или в состоянии частицы. Дети дали ответ, что в состоянии частицы они достигнут лучших результатов. Так как у нее более четкая траектория  и энергия достижения цели выше. Поэтому в каком случае дети в шахматах будут достигать образовательных результатов  на уроке или просто в них играя? Дети ответили, что лучших результатов они достигнут на уроке  в присутствии педагога. Таким образом я донесла до детей идею о том что контролирующая и организующая деятельность педагога или родителя является важной частью образовательного процесса. И это понимание помогло некоторым ученикам преодолеть негативное отношение в этом вопросе.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *