Вот и закончился первый триместр в школе


Первый триместр у второклассников на уроках шахмат в школе выдался напряженным. Необходимо было освоить запись шахматных ходов и научиться записывать решения шахматных задач в тетрадь.

Для этой цели очень хорошо подошел материал борьба фигур против пешек. С одной стороны мы повторили все фигуры и научились выбирать из двух ходов, решение достигающее учебной цели.

Чтобы ученик мог понять достиг ли он цели ему необходимо было подумать о том как пойдет противник. Сможет ли он своим ходом помешать достичь цели. Если сможет, то необходимо выбрать другой ход. Дети учились действовать по логике — если не А, то Б.

Давайте посмотрим учебные задания на примере борьба коня против пешек.

Многие учащиеся предпочли в этой позиции побить конем пешку на g2. После этого черная пешка нападает на коня и выясняется, что конь не может ей помешать стать ферзем. Значит надо выбрать другой ход , одновременно блокирующий пешку h и контролировать поле g1. Поэтому ход Коня на h3 очень хорошо выполняет эти условия.

Я хочу сделать важное замечание, что перед тем как решать такие задачи учащиеся в начале урока 15 минут играли следующую позицию с переменой цвета. Это позволило им попрактиковаться игрой конем и пешками.

Еще одно задание на выбор хода. Какую же пешку бить f3 или h3?

Следуя логике повторения правил ходов всех шахматных фигур последний урок в первом учебном триместре был на тему хода ферзя. На этом уроке я потренировала учащихся находить путь к цели, опираясь на пустую доску, которая лежала перед ними и сверять свои действия с позицией представленной на экране.

Я рассказала детям что белая королева/ферзь попала в беду. Она заперта в темнице и не может самостоятельноиз нее выбраться. В этом месте необходимо спросить у детей кто стережет королеву? Обычно ученики замечают фиолетового коня на поле h6.

Я объяснила детям что фиолетовые фигуры спят но могут есть, если встать им под бой. Дети с ходу придумывают этой задаче название «Зомби апокалипсис». На помощь королеве пришел храбрый слон. Его целью является зомби конь на поле h6. Выполняя свою задачу, он должен быть осторожным и не делать остановки на пути к своей цели под боем спящих фигур. Иначе он не сможет спасти королеву. Напоминаю, что слон и ферзь не могут прыгать через фигуры и препятствия в виде каменных стен и зеленых колючих кустов.

После того как слон уничтожит слона, королеве необходимо найти путь до замка на поле а4. Там она будет в безопасности. После того как будет найден путь для слона и корлевы необходимо записать решение в тетрадь.

После решения этой задачи я успела показать ученикам похожий сюжет из шахматной партии. Чтобы увидеть начало этой партии переходите по ссылке:

https://logiqboard.com/boards/clone/63nlpsBT5R

Под диаграммой в коричневых квадратах есть белые стрелки , нажимая которые вы можете увидеть все сделанные мною ходы.

В получившейся позиции белые должны постараться спасти ферзя, а у черных обратная задача. Данную партию дети доигрывают самостоятельно.

Выражаю огромную благодарность Рите Аткинс за счастье работать в ее замечательном редакторе logiqboard.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *