У многих педагогов в начале обучения шахматам детей, рисуется идеальная картинка, как дети будут учиться играть и старательно задачи решать с улыбкой преодолевая все трудности.
В реальности бывает не так легко. Многие скажут, что это потому что ребенку не интересно. И могут угодить в ловушку бесконечного угождения в поисках нахождения способов, как сделать шахматы забавными и легкими для усвоения. Пока ребенку будет забавно и легко он будет что-то делать, но как только он начнет испытывать трудности, он начнет говорить что ему расхотелось, он не понимает или просто начнет отвлекаться.
Почему же так происходит? А дело в том, что у ребенка включается защитный механизм, называемый «сопротивление». Он призван защищать ребенка от энергетических потерь и негативных переживаний в результате чего у него может понизиться самооценка. Поэтому психика ребенка его защищает и не дает ему выйти из зоны комфорта.
Что же делать в таком случае бедному педагогу? Как развивать детей если усилия приводят к таким нежелательным результатам. Особенно, если он работает за деньги родителей и не хочет терять детей и зарплату.
Мною было замечено, что такие реакции часто появляются у детей, у которых глаз с рукой не подружился. То есть ходят белопольным слоном и не замечают, что по окончанию хода он стал чернопольным. А еще тревожнее когда, ребенок на полном ходу проскакивает вертикали и горизонтали, хотя там находятся много вкусных объектов, которые он должен съесть ладьей по ходу игры.
Да, шахматы сложная игра, требующая от ребенка высокого уровня сенсомоторной интеграции и волевой саморегуляции. И у тех детей, у которых какой то блок не развит, то детям приходится повышать уровень напряжения, но так долго они не могут выдерживать и включается защитный механизм и сбрасывает его до комфортного уровня.
Если хотите обезопасить себя не поленитесь в начале обучения пройтись и внимательно понабдюдайте за игрой своих учеников. Если вы увидите учеников с трудностями удержания линии, то научите их приему «пальчик указка». Это облегчит обучение шахматам и снимет остроту проблемы.
Одно из самых действенных средств с детским сопротивлением это доступные пониманию и посильные по достижению игровые и учебные цели.
Например вот такие игровые упражнения вряд ли вызовут сопротивление у ваших учеников:
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0002.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0003.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0004.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/2/0002.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/2/0005.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/3/0003.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/3/0006.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/4/0002.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/4/0004.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/6/0003.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/6/0006.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/5/0002.htm&u=1
https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/5/0003.htm&u=1
Это лишь немногая часть игровых заданий, из моей компьютерной программы https://virtualchess.ru/quests.php Их число достигает 300 упражнений, которые находятся в базе сайта.
Все задания сочетаются с моими сказками
Таким образом уже в начале обучения ребенок научится:
- Основным шахматным логическим операциям- ход, нападение, съедение, защита, размен, безопасное нападение, многократное нападение и защита, ценность шахматных фигур
- Выбирать выигрывающий ход из двух возможностей
- Оценивать результат своих действий
- Сформирует целенаправленный стиль игры
То есть на элементарном шахматном материале ребенок научится действовать как опытный шахматист. При таком грамотном обучении у детей не будет возникать реакций сопротивления. Это значит что ваши уроки будут содержательными и группы стабильными. Эффективность своей методики я проверила на практике в детском саду и в школе.
По вопросам приобретения пакета программы обращайтесь virtualchess@yandex.ru