Вызовы, делающие нас сильнее


Я работала 10 лет психологом в начальной школе с детьми, имеющими трудности в обучении. Меня очень заинтересовала эта тема. Я достигла успеха в этой области, потому что использовала знания по нейропсихологии.   После того как финансирование этого направления закрыли я ушла работать тренером в шахматную школу. Там я обнаружила у себя способности интуитивно чувствовать особенности своих учеников , когда я играла с ними шахматную партию.  Этот факт меня очень заинтересовал, и я с энтузиазмом принялась за работу. 

Шахматы стали для меня диагностическим инструментом, и я могла отслеживать прогресс своих учеников по более тонким параметрам. Это помогало мне содействовать быстрому прогрессу своих учеников. Таким образом мне удалось распознать и вывести на спортивную орбиту двух мощных учеников, один из которых стал чемпионом мира среди кадетов  до 14 лет, а другой взял золотые медали по классике, рапиду и блицу на первенстве Москвы до 15 лет в прошлом году.

Меня продолжала волновать тема трудностей обучения у детей. Поэтому параллельно с работой тренера я устроилась работать педагогом по шахматам в школу, которая недалеко находилась от моего дома. Я начала рассказывать детям истории, в которых шахматные фигуры были живыми персонажами. Приключения этих героев очень заинтересовали детей, и они с удовольствием разыгрывали упражнения и решали задачи на тему как поймать монстра и добыть сокровища. Я подумала о том, что этим методом могут воспользоваться и другие педагоги.

Я написала свою первую  сказку «Приключения Алекса в шахматном королевстве». С тех пор прошло 10 лет. Я закончила работать в шахматной школе тренером и устроилась на работу в школу учителем шахмат. Что-то изменилось в детях. Они  стали более поверхностны. Им не хватало терпения найти выигрывающий путь. Шахматный  урок они воспринимали как вид отдыха.  И тогда я провела психологическое исследование. Описание этого исследования вы можете найти ро этой ссылке:

https://virtualchess.ru/test.htm
Результаты меня шокировали. Если раньше только 25 процентов детей имели ниже нормы достаточной для успешного обучения в школе, то сейчас только 25 процентов показали норму и выше остальные 75  процентов имели сниженные показатели.

Получилось, как в анекдоте: «Когда я подумала, что достигла дна с низу мне постучали». Я вспомнила важный принцип работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Он звучит так- чтобы работать с такими детьми необходимо снизиться до уровня их возможностей. И я написала новую сказку под названием «Приключения крошки Лу в шахматном зазеркалье». В сказке упакованы все фундаментальные шахматные операции. Каждая глава в образной манере описывает одну операцию, а потом дети разыгрывают упражнения с ее использованием.

Важное условие, которое они должны соблюдать это внимательно играть, иначе сказочный герой терпит неудачу. Таким  образом прочитав сказку и выполнив внимательно все игровые упражнения, ребенок становится способен усвоить и более сложные шахматные навыки. Почему же это понимание  ускользает от внимания педагогов и тренеров, работающих с детьми.

Многие привыкли в работе с детьми опираться на  высшие психические функции, обусловленными деятельностью коры головного мозга такие как : внимание, память и мышление. И здесь кроется огромная ловушка для специалистов, изучающих детское развитие и педагогов непосредственно, работающих с детьми. Потому что, называя эти функции высшими мы понимаем, что есть и низшие психические функции, базирующиеся в подкорке. А если они низшие, то не стоит обращать на них внимание, а сразу стараться научить детей действовать в уме решать шахматные задачи , например. Цель достойная, но учитывая низкий уровень обучаемости современных детей вряд ли осуществимая. Взамен я бы назвала подкорковые структуры фундаментальными. В этих структурах содержатся основные энергетические комплексы, потребности, стремления, желания, импульсы – все то, что образует ядро личности. А так называемые высшие психические функции являются обслуживающими средствами для оптимального осуществления актуальных потребностей и ценностей этого ядра. 

Таким образом необходимо начинать изучения шахмат с активации подкорковых структур чтобы интерес трансформировать в действенное стремление овладеть этой игровой деятельностью. И только тогда на основе построенной функциональной системы перейти к задаче повышения уровня обучаемости на основе развития высших психических функций.

Вот это мне удалось понять и на основе этого понимания выстроить работу с детьми на начальном этапе. Все задания,  которые  я предлагала  детям решить, были  основаны на исследовательско — поисковой деятельности. Благодаря ей мотивация, основанная на новизне, трансформируется в стремление достичь цели. Когда я провела повторное исследование через год то получила следующие результаты –  75 процентов детей  достигли нормы достаточной для успешного обучения в школе и только у 2х5 процентов результаты остались сниженными. 

По моей просьбе в школе, в которой отсутствовал урок шахмат в расписании, провели такое же исследование. Во втором классе у них оказалось 75 процентов детей со сниженными способностями к обучению. К сожалению, у них не было такого урока, который включал их мышление и компенсировал излишки рутины и шаблонов, присущих  школьному обучению.

Моя методику легко использовать для детей начального уровня  педагогам, которые не имеют высокого уровня, но стараются быть внимательными к детским возможностям и особенностям. Перейдите по ссылке

https://ridero.ru/books/priklyucheniya_kroshki_lu_v_shakhmatnom_zazerkale/freeText/#freeTextContainer

и вы попадете в мою сказку.

Наш герой, который сидит в белой ладье,  проголодался и хочет съесть пончик. Посоветуй, как ему лучше напасть на пончик , чтобы его выиграть.

Необходимо учесть действия черной ладьи, которая тоже хочет съесть пончик. Если 1. Ла4 ,то Лс2 и в этой ситуации пончик никому не достанется так как никто не захочет обменять свою фигуру на пончик. А если напасть на пончик ходом 1. Лс2 и если черная ладья на а1, то любой выжидательный ход по 2 горизонтали заставляет черную ладью уйти. После чего белая ладья выигрывает пончик.

После решения аналогичных задач дети могут поиграть друг с другом в битве  за пончики. Если ваш ученик хочет потренироваться дома, то он может перейти и сыграть с моей программой. https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0004.htm&u=1

Задания элементарные, но для 5–7  летним детям нужно приложить усилия, чтобы их выполнить.

На этом примере  я показываю главную цель обучения детей на начальном этапе. Детей необходимо научить  выбирать ход с учетом действий партнера, которую можно описать следующим утверждением «Если не А, то Б». Этому можно научить если дети будут иметь возможность разыгрывать такие элементарные упражнения. Только играя с партнером ребенок учится  видеть результат последствия своих действий и постепенно учится сдерживать свои импульсы пока не найдет оптимального хода.

Если педагог хочет, чтобы у его учеников развивалась осознанность, то он сам должен быть осознанным и понимать, что он делает и для чего. Поэтому если он осознанный педагог, то должен дать себе самоотчет насколько успешно он выполнил задачи начального этапа обучения шахматам , как средства для повышения обучаемости современных школьников.

Перед вами список целей , которые я ставлю перед детьми на начальном этапе обучения:

  1. Необходимо соблюдать логику  постепенного усложнения цели. Начиная от множественных неподвижных целей к одной супер неподвижной цели с включением в задания фигур, которые не могут ходить, но могут бить. И только в конце последовательно пройденной цепочке переходим к подвижным целям такие как король и пешки.
  2. Дать специальное понимание смысла шахматных ходов. Каждый ход по форме одинаковый, но имеет разное стремление к достижению цели. Различают  6 типов  хода: 1. Маневр 2. Нападение 3.Защита 4. Взятие 5. Размен 6.Безопасное нападение происходит когда фигурой нападаешь а сама фигура под боем не оказывается.
  3. Различать главные и второстепенные элементы ситуации.
  4. Уметь определять результат множественного нападения путем составления математических равенств.
  5. Делать взятия фигур и пешек с учетом ценности фигур.
  6.  Уметь выбирать размены, ведущие к материальному преимуществу.
  7.  Уметь находить логическую связь, состоящую из объекта и защитника его защищающего. Уметь бороться против защитника 3 способами: 1. Нападать 2. Бить 3. Отвлекать/завлекать
  8. Уметь ставить и преодолевать защиты, активно используя новый тип защиты перекрытие.
  9.  Уметь ставить мат королю двумя ладьями
  10. Уметь ставить мат королю контактным способом
  11. Разрешить детям начинатьпартию с раннего выхода ферзя

Я  перечислила элементарные навыки, которым необходимо научить ребенка на начальном этапе обучения шахматам, чтобы трансформировать интерес в стремление достичь учебной цели. Чтобы освоить все эти навыки ребенок становится более внимательным , поэтому улучшается память и он включает мыслительную деятельность. Благодаря моему курсу учащиеся начинают чувствовать себя субъектами учебной деятельности. У них повышается обучаемость, как универсальное качество их личности.

Эту технологию легко повторить иреализовать на практике в работе с детьми от 5 до 7 лет. Сделать это могут и педагоги , у которых нет высоких шахматных разрядов, потому что перед вами готовый рецепт. Главное быть внимательным по отношению к детям и не требовать от них того чего они еще сделать не могут.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *