Я работала 10 лет психологом в начальной школе с детьми, имеющими трудности в обучении. Меня очень заинтересовала эта тема. Я достигла успеха в этой области, потому что использовала знания по нейропсихологии. После того как финансирование этого направления закрыли я ушла работать тренером в шахматную школу. Там я обнаружила у себя способности интуитивно чувствовать особенности своих учеников , когда я играла с ними шахматную партию. Этот факт меня очень заинтересовал, и я с энтузиазмом принялась за работу.
Шахматы стали для меня диагностическим инструментом, и я могла отслеживать прогресс своих учеников по более тонким параметрам. Это помогало мне содействовать быстрому прогрессу своих учеников. Таким образом мне удалось распознать и вывести на спортивную орбиту двух мощных учеников, один из которых стал чемпионом мира среди кадетов до 14 лет, а другой взял золотые медали по классике, рапиду и блицу на первенстве Москвы до 15 лет в прошлом году.
Меня продолжала волновать тема трудностей обучения у детей. Поэтому параллельно с работой тренера я устроилась работать педагогом по шахматам в школу, которая недалеко находилась от моего дома. Я начала рассказывать детям истории, в которых шахматные фигуры были живыми персонажами. Приключения этих героев очень заинтересовали детей, и они с удовольствием разыгрывали упражнения и решали задачи на тему как поймать монстра и добыть сокровища. Я подумала о том, что этим методом могут воспользоваться и другие педагоги.
Я написала свою первую сказку «Приключения Алекса в шахматном королевстве». С тех пор прошло 10 лет. Я закончила работать в шахматной школе тренером и устроилась на работу в школу учителем шахмат. Что-то изменилось в детях. Они стали более поверхностны. Им не хватало терпения найти выигрывающий путь. Шахматный урок они воспринимали как вид отдыха. И тогда я провела психологическое исследование. Описание этого исследования вы можете найти ро этой ссылке:
https://virtualchess.ru/test.htm
Результаты меня шокировали. Если раньше только 25 процентов детей имели ниже нормы достаточной для успешного обучения в школе, то сейчас только 25 процентов показали норму и выше остальные 75 процентов имели сниженные показатели.
Получилось, как в анекдоте: «Когда я подумала, что достигла дна с низу мне постучали». Я вспомнила важный принцип работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Он звучит так- чтобы работать с такими детьми необходимо снизиться до уровня их возможностей. И я написала новую сказку под названием «Приключения крошки Лу в шахматном зазеркалье». В сказке упакованы все фундаментальные шахматные операции. Каждая глава в образной манере описывает одну операцию, а потом дети разыгрывают упражнения с ее использованием.
Важное условие, которое они должны соблюдать это внимательно играть, иначе сказочный герой терпит неудачу. Таким образом прочитав сказку и выполнив внимательно все игровые упражнения, ребенок становится способен усвоить и более сложные шахматные навыки. Почему же это понимание ускользает от внимания педагогов и тренеров, работающих с детьми.
Многие привыкли в работе с детьми опираться на высшие психические функции, обусловленными деятельностью коры головного мозга такие как : внимание, память и мышление. И здесь кроется огромная ловушка для специалистов, изучающих детское развитие и педагогов непосредственно, работающих с детьми. Потому что, называя эти функции высшими мы понимаем, что есть и низшие психические функции, базирующиеся в подкорке. А если они низшие, то не стоит обращать на них внимание, а сразу стараться научить детей действовать в уме решать шахматные задачи , например. Цель достойная, но учитывая низкий уровень обучаемости современных детей вряд ли осуществимая. Взамен я бы назвала подкорковые структуры фундаментальными. В этих структурах содержатся основные энергетические комплексы, потребности, стремления, желания, импульсы – все то, что образует ядро личности. А так называемые высшие психические функции являются обслуживающими средствами для оптимального осуществления актуальных потребностей и ценностей этого ядра.
Таким образом необходимо начинать изучения шахмат с активации подкорковых структур чтобы интерес трансформировать в действенное стремление овладеть этой игровой деятельностью. И только тогда на основе построенной функциональной системы перейти к задаче повышения уровня обучаемости на основе развития высших психических функций.
Вот это мне удалось понять и на основе этого понимания выстроить работу с детьми на начальном этапе. Все задания, которые я предлагала детям решить, были основаны на исследовательско — поисковой деятельности. Благодаря ей мотивация, основанная на новизне, трансформируется в стремление достичь цели. Когда я провела повторное исследование через год то получила следующие результаты – 75 процентов детей достигли нормы достаточной для успешного обучения в школе и только у 2х5 процентов результаты остались сниженными.
По моей просьбе в школе, в которой отсутствовал урок шахмат в расписании, провели такое же исследование. Во втором классе у них оказалось 75 процентов детей со сниженными способностями к обучению. К сожалению, у них не было такого урока, который включал их мышление и компенсировал излишки рутины и шаблонов, присущих школьному обучению.
Моя методику легко использовать для детей начального уровня педагогам, которые не имеют высокого уровня, но стараются быть внимательными к детским возможностям и особенностям. Перейдите по ссылке
и вы попадете в мою сказку.
Наш герой, который сидит в белой ладье, проголодался и хочет съесть пончик. Посоветуй, как ему лучше напасть на пончик , чтобы его выиграть.
Необходимо учесть действия черной ладьи, которая тоже хочет съесть пончик. Если 1. Ла4 ,то Лс2 и в этой ситуации пончик никому не достанется так как никто не захочет обменять свою фигуру на пончик. А если напасть на пончик ходом 1. Лс2 и если черная ладья на а1, то любой выжидательный ход по 2 горизонтали заставляет черную ладью уйти. После чего белая ладья выигрывает пончик.
После решения аналогичных задач дети могут поиграть друг с другом в битве за пончики. Если ваш ученик хочет потренироваться дома, то он может перейти и сыграть с моей программой. https://virtualchess.ru/board.php?v=zd/1/0004.htm&u=1
Задания элементарные, но для 5–7 летним детям нужно приложить усилия, чтобы их выполнить.
На этом примере я показываю главную цель обучения детей на начальном этапе. Детей необходимо научить выбирать ход с учетом действий партнера, которую можно описать следующим утверждением «Если не А, то Б». Этому можно научить если дети будут иметь возможность разыгрывать такие элементарные упражнения. Только играя с партнером ребенок учится видеть результат последствия своих действий и постепенно учится сдерживать свои импульсы пока не найдет оптимального хода.
Если педагог хочет, чтобы у его учеников развивалась осознанность, то он сам должен быть осознанным и понимать, что он делает и для чего. Поэтому если он осознанный педагог, то должен дать себе самоотчет насколько успешно он выполнил задачи начального этапа обучения шахматам , как средства для повышения обучаемости современных школьников.
Перед вами список целей , которые я ставлю перед детьми на начальном этапе обучения:
- Необходимо соблюдать логику постепенного усложнения цели. Начиная от множественных неподвижных целей к одной супер неподвижной цели с включением в задания фигур, которые не могут ходить, но могут бить. И только в конце последовательно пройденной цепочке переходим к подвижным целям такие как король и пешки.
- Дать специальное понимание смысла шахматных ходов. Каждый ход по форме одинаковый, но имеет разное стремление к достижению цели. Различают 6 типов хода: 1. Маневр 2. Нападение 3.Защита 4. Взятие 5. Размен 6.Безопасное нападение происходит когда фигурой нападаешь а сама фигура под боем не оказывается.
- Различать главные и второстепенные элементы ситуации.
- Уметь определять результат множественного нападения путем составления математических равенств.
- Делать взятия фигур и пешек с учетом ценности фигур.
- Уметь выбирать размены, ведущие к материальному преимуществу.
- Уметь находить логическую связь, состоящую из объекта и защитника его защищающего. Уметь бороться против защитника 3 способами: 1. Нападать 2. Бить 3. Отвлекать/завлекать
- Уметь ставить и преодолевать защиты, активно используя новый тип защиты перекрытие.
- Уметь ставить мат королю двумя ладьями
- Уметь ставить мат королю контактным способом
- Разрешить детям начинатьпартию с раннего выхода ферзя
Я перечислила элементарные навыки, которым необходимо научить ребенка на начальном этапе обучения шахматам, чтобы трансформировать интерес в стремление достичь учебной цели. Чтобы освоить все эти навыки ребенок становится более внимательным , поэтому улучшается память и он включает мыслительную деятельность. Благодаря моему курсу учащиеся начинают чувствовать себя субъектами учебной деятельности. У них повышается обучаемость, как универсальное качество их личности.
Эту технологию легко повторить иреализовать на практике в работе с детьми от 5 до 7 лет. Сделать это могут и педагоги , у которых нет высоких шахматных разрядов, потому что перед вами готовый рецепт. Главное быть внимательным по отношению к детям и не требовать от них того чего они еще сделать не могут.