Как вы успели понять, в моей технологии обучения шахматам , пешки появляются уже на втором уроке. Такой ранний ввод позволяет начать обучать детей в игровом режиме. Урок делится на две части: самостоятельная игра и обсуждение игры под руководством педагога. Эти две части можно менять местами. Направленное обучение происходит в проблемно-диалогическом стиле. Педагог задает вопрос, а дети показывают ответ в виде хода на своей доске, тем самым достигается активное участие всех учащихся. Такая деятельность формирует особый стиль работы учащихся. Они начинают понимать, что шахматы это не готовое знание, а постоянный поиск оптимального хода. Для его осуществления необходимо прикладывать постоянные усилия. Приучать детей к этому легче на простых позициях, доступных пониманию детей и педагога. Самое главное, что такая игровая деятельность позволяет осуществлять рефлексию пережитого игрового опыта.
Спросите детей: «Кто в этой позиции победит, пешки или ладья?» Дети правильно ответят, что скорей всего пешки. Предложите им сыграть эту позицию друг с другом, с переменой цвета- сначала за пешки, потом за ладью.
Спросите детей кто же выиграл в этой позиции, пешки или ладья? Дети в большинстве ответят, что выиграла ладья. Обычно партия протекает так , что получается позиция, в которой все пешки слабы. Большинство детей сделают ход ближайшей пешкой к ладье. 1 Лха7 b5 2. ♖xc7 d5 3. ♖xe7 f5 4. ♖xg7 h5 5. ♖g5 b4 6. ♖xf5 d4 7. ♖xh5 d3 8. ♖d5 b3 9. ♖xd3 b2 10. ♖b3 b1♕ 11. ♖xb1
Тогда расставьте следующую позицию. Начните играть пешками справа, который относительно друг — друга стоят порознь. Черные пешки ходят первые.
1… f1♕ 2. ♖xf1 h1♕ 3. ♖xh1 b1♕ 4. ♖xb1 ab♕ В этой игре победили пешки которые шли рядышком, поэтому они смогли выиграть ладью. После показа этого примера некоторые догадаются, что лучше всего начать крайней пешкой и тогда покажите детям получившийся вариант.1Лха7 h5 2. ♖xb7 g5 3. ♖xc7 f5 4. ♖xd7 h4 5. ♖xe7 g4 6. ♖f7 h3 7. ♖xf5 g3 8. ♖f3 h2 9. ♖xg3 h1♕
Цель урока познакомить учащихся с методами принятия решения в динамической позиции. Оказывается, можно легко проиграть в выигранной позиции, а чтобы выиграть необходимо приложить усилия. В результате путем проб и ошибок учащиеся определили правильную стратегию разыгрывания позиции. Педагог помог учащимся, дав ориентир на примере дружных и недружных пешек. Он не стал давать готовые знания, а только направлял и организовал рефлексию для того чтобы дети сами нашли путь к победе. Данный урок демонстрирует возможности шахмат для выработки универсального алгоритма принятия решений в широком плане.