Игра слонов против пешек на уроке шахмат


В этом учебном году я начала работать учителем шахмат в шестых классах одной московской школы. Уроки проходят один раз в неделю. Предмет не оценивается, но в конце каждого триместра ставится зачет или незачет.

Я объяснила учащимся , что урок шахмат они изучают не ради шахмат, а для той мыслительной работы, которую учащиеся выполняют в процессе занятия ими.

Я также опираюсь на тот факт, что у учащихся 11-12 лет достаточно хорошо развита способность к самонаблюдению и самооценке. То есть они могут оценить уровень развития своих способностей, а значит могут приложить усилия для их повышения или изменить отношение к осознанию того, что им мешает их усилить.

Еще один важный положительный момент влияния шахмат, заключается в том, что занятия ими помогают преодолеть шаблонное мышление учащихся. Это когда правила учатся механически и шаблонно применяются к готовым примерам.

В шахматах такое невозможно в силу того, что они являются гомеостатической системой. Это значит каждый ход изменяет всю ситуацию в целом на шахматной доске. Поэтому постоянно приходится отслеживать изменения и заново вникать в ситуацию. Такой стиль реагирования повышает осознанность и гибкость ответных действий, что на порядок улучшает работу оперативного мышления, а также структурирует долговременную память на основе логических взаимосвязей.

И самый большой плюс от шахмат как обязательного предмета в том , что они способствуют интеллектуальному пробуждению некоторых подростков, интеллектуальный потенциал, которых начинает разворачиваться в полную силу только в этом возрасте. На уроках шахмат они обнаруживают у себя новые способности. Чаще всего это случается с девочками.

В работе с подростками я опираюсь на задания из своего учебного пособия. При создания сценария урока, я опираюсь на объяснение тех видов способностей в нем задействованных. Получается, что шахматы являются средством для тренировки этих способностей. Например тема «Изучение слонов» очень хорошо работает на понимание, как работает оперативное мышление. В его основе заключена необходимость реагирования на изменения происходящие во внешнем поле.

Объясняю ход слона и вызываю учащегося к доске и прошу сделать нападающий ход на черную пешку. Несмотря на возраст многие затрудняются его сделать. Тогда иду от обратной операции. Прошу показать пешку, на которую собирается напасть слон и прошу показать пальцем диагональ, на которой она находится. После такой помощи все справляются с этим заданием.

После вызываю следующего и прошу пойти пешкой, на которую напал слон. Следующим этапом работы следует изучение приемов борьбы слонов с пешками. Так как пешка сделала ход, то вместе с другой пешкой они находятся на одной диагонали. И это является удобным моментом применить прием ограничение. Вызываю к доске учащегося и прошу взять слоном под контроль диагональ, на которую собираются пойти пешки. После того как слон ограничил пешки, следует двойной ход пешкой не под бой слона. В результате остается выполнить прием блокирования пешки. Начинаем работать с другой пешечной парой и показываем выжидательный ход, а также взаимодействие слонов по типу дополнения. Один слон блокирует пешку, другой нападает. В итоге у нас получается выигрышная позиция за слонов.

После обучения просим учащихся вспомнить все использованные приемы слонов в борьбе с пешками.

  1. Прямое нападение на пешку
  2. Ограничение (нападение на поля продвижения пешек)
  3. Блокирование пешки (встать слоном перед пешкой)
  4. Выжидательный ход слоном (вынуждает пешки идти под бой)
  5. Взаимодействие слонов по типу дополнения.

Потом предлагаем учащимся самостоятельно разыграть следующую позицию с переменой цвета.

Если я знаю, что учащийся дополнительно занимается шахматами, то он играет двумя слонами против восьми пешек.

На следующем уроке можно дать самостоятельную работу на эту тему. Можно взять ее из моего учебного пособия стр. 40 , а можно скачать файл и открыть его в моей компьютерной программе virtualchess.

https://yadi.sk/d/Jw0xjYMVJbZUuA

Пройдите по ссылке и скачайте файл, который открывается в моей программе. Ее можно скачать в рубрике авторская компьютерная программа. Эта программа умеет играть без короля. На скриншоте видно как переключить расширение файла на нужный нам chl.

Если все сделали правильно, то появится возможность выбрать позицию и доиграть ее в компьютерной программе

Нажмите на левой панели загрузить игру и воспользуйтесь скриншотом, на котором показано как это сделать. После этого программа увидит нужный файл и можно выбрать любую позицию и доиграть его в программе.

В заключении привожу позицию встретившуюся в партии двух шестиклассников. Белый слон находится перед выбором — бить или не бить, вот в чем вопрос? Очень интересный вариант получается если бить пешку на g5. Тогда побеждают пешки. Попробуйте найти выигрыш самостоятельно и написать в коментариях.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *