Когда я применяю открытые методы, в которых учащиеся совершают ориентировочную деятельность с помощью красных и зеленых квадратов, я хорошо вижу затрудняющихся детей. Основная трудность заключается в трудности установления логической связи между зеленой линией в доме короля и нахождения фигуры для атаки этой линии. В этом случае ребенку помогает прослеживание пальцем и его удержания на этой линии, в то время как он делает умозаключение по типу — если в доме короля свободна диагональ, то нападающим будет слон. Обычно для образования устойчивого навыка бывает достаточно проработать несколько позиций такого типа. На следующем занятии учащимся можно предложить порешать позиции где матует ферзь. Так как ферзь может атаковать все линии шахматной доски, то применение квадратов поможет лучше съориентироваться и принять верное решение.
В представленной выше позиции есть ложный ход поставить шах слоном, но в этом случае взамен освободится другое поле. Поэтому знакомим учащихся с принципом включения в работу свободной фигуры, которой является ферзь. Данное правило звучит так — стражник нападающим не работает.
Спрашиваем детей какая фигура является в этой позиции свободной? Очевидно конь, так как ферзь и слон прекрасно справляются с работой стражников. Поэтому нападающий будет конь.
Еще одна позиция на отработку принципа включения свободной фигуры.
Эта позиция принадлежит к другому классу шахматных задач, так как зеленые квадраты расположены вразброс вокруг черного короля. В основе нахождения решения лежит навык нахождения помощника для нападающего, которому нужно вплотную приблизиться к королю. Затрудняющиеся дети как правило не видят полей взаимодействия помогающей и нападающей фигур в доме короля. Поэтому я прошу детей назвать помощника для ферзя и положить палец сверху на эту фигуру. Потом они передвигают палец по направлению к дому короля и подводят на эту клетку ферзя. Такой способ обеспечивает продуктивную работу всем учащимся. Дети не старше четырех лет, в большинстве нуждаются в такой развернутой деятельности. У учащихся постарше около трети детей нуждаются в обучении приемам самопомощи.
В конце этой статьи размещаю видео в котором демонстрирую работу по нахождению поля взаимодействия помщнка и нападающей фигуры в атаке на короля.