Чему учат на уроке шахмат в школе


Многие родители думают что обучение шахматам заключается в выучивании шахматной информации, чтобы потом подставлять готовые значения в ответы к задачам. То есть как в школе на других предметах- запомнили , выучили, подставили. Но в шахматах такой метод не работает. Малейшее изменение позиции ведет к изменению оценки позиции. Поясню на примерах:

Если в этой позиции белые сыграют ладьей на b3, то ладья проиграет

Если белая ладья в исходной позиции сыграет на c4, то тоже проиграет

Как же учить детей на уроке шахмат в школе, чтобы они были способны решать такие задачи хотя бы к третьему классу? Для ответа на этот вопрос необходимо понять, что причина заключается в низкой активности учащихся. Многие дети считают, что это не важный урок, и для чего тогда стараться. Но это легко исправить если контролировать ход урока с помощью вопросов, ответы на котрые дети выполняют на доске или пишут в тетради. Каждый ответ можно оценивать плюсом или минусом, а в конце тетради собрать и оценить работу каждого учащегося.

Сложнее научить детей выбирать ход из двух альтернатив, как например в этой позиции и оценить последствия.

Какую же пешку побить белой ладье b4 или g4?

Для того чтобы учащиеся ориентировались в такого типа позициях им необходимо предоставить возможность разыгрывания подобных позиций в классе, например такой.

Если спросить детей у кого больше шансов победить. то они правильно скажут что у черных пешек если они превратятся в ферзя и его нельзя будет побить белой ладье. Но после самостоятельного разыгрывания у большинства детей первенствует белая ладья, которая выигрывает все черные пешки. Поэтому необходимо с детьми организовать обсуждение хода игры и помочь детям придти к такому заключению, что две связанные черные пешки достигшие третьей горизонтали побеждают белую ладью.

Данная позиция будет служить ориентиром для детей в принятии верных решений подобных позиций.

Изучение стратегии на материале элементарного эндшпиля очень полезно для учащихся, так как тренируют планирование , самоконтроль и саморегуляцию. Согласитесь , очень полезные навыки. Но как вы уже догадались все что полезно у детей вызывает бешенное сопротивление. Так как низкие оценки никто не хочет иметь то постепенно дети адаптируются к учебному материалу и начинают успешно с ним справляться. Для достижения такого результата педагогу требуется проявить последовательность и недюжинные волевые качества. Если у вас такие качества развиты, то такая методика для вас.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *