Мне удалось преодолеть эти трудности. Я в обучающий материал включила в игровую деятельность. Эти игры хорошо известны всем шахматным педагогам и шахматным тренерам начального звена. Это борьба фигур против пешек
По ходу практической игровой части урока я внимательно наблюдаю за учащимися, потому что, встречаются дети, затрудняющиеся выполнить навык нападения. Дети часто не осознают причину своих затруднений в шахматах, поэтому преодолеть их без помощи понимающего взрослого они не могут. Успех моей технологии обучения во многом определен пониманием этих трудностей и своевременным оказанием помощи таким детям. Трудности, испытываемые детьми, являются их точками роста. Своевременное преодоление этих трудностей положительно влияет на динамику развития таких детей. Как же распознать таких детей? Они знают правила хода фигур, и знают какой объект они хотят атаковать, но все время промахиваются. Возникает ощущение, что у них трудности с восприятием линий шахматной доски. Такое часто случается с восприятием диагоналей, реже с вертикалями и горизонталями. Как же у этих детей будут устанавливаться логические связи? Обязательно таким детям нужно уделить внимание и оказать помощь! Я предлагаю им поставить указательный палец на клетку объекта и провести линию от него. Потом ученик берет шахматную фигуру и ставит ее на эту линию. Вот пример, в котором затрудняются большинство учащихся на начальном этапе обучения шахматам: у белых ладья на с7, а у черных пешка на f2. В этой позиции белым нужно пойти так, чтобы выиграть поединок с пешкой. Обычно дети ходят ладьей на c2, после чего пешка идет на f1 и превращается в ферзя, что оценивается как выигрыш черных пешек. Как помочь детям в этой ситуации? Не спешите читать мой совет, а попробуйте подумать о том, как бы вы поступили в этой ситуации?
Я спрашиваю у ребенка: «По какой дорожке все время шагала эта пешка? Поставь ладью на эту дорожку.» Если ребенок и в этом случае затрудняется, тогда предлагаю поставит палец на клетку, где стоит пешка и провести линию, чтобы потом поставить туда свою ладью.
Самый сложный случай был у меня, когда один мой ученик выполнял горизонтальный ход своей ладьей, и соскальзывал ею на соседнюю горизонталь, не замечая этого. Оказалось, что у этого ученика проблемы со зрительным восприятием, потому что у него был астигматизм. Я нашла способ ему помочь. Он выполнял игровые упражнения на большой демонстрационной доске, висевшей вертикально. После месяца игры, он адаптировался к пространству и перешел на обычную доску. Поэтому так важен период, когда мы знакомим детей с таким элементарным навыком как нападение в игровой форме. Иначе, мы не увидим затрудняющихся детей, а они потом в той или иной форме будут нарушать дисциплину, жаловаться, что они ничего не понимают и просто будут мешать нам вести урок.