В 2001 году я начала работать в шахматной школе «Этюд». После смерти основателя Бодиско А.П. ее возглавлял Орлинков Максим Леонидович. При первой встрече он пожаловался: «Набираем группу в 20 человек, а к концу года остаются трое». Очевидно, что школа переживала не лучшие времена. Я предложила провести дифференциацию детей по уровням и ввести разделение труда. Максим Леонидович оказался идеальным руководителем. Он предоставил полную свободу действий и творческого поиска. Работа в этой школе расширила мой шахматный кругозор. Передо мной стали новые проблемы. В то время я совмещала тренерство с работой психологом в школе и заботы о своих собственных троих детей, росших практически без отца, никто не отменял.
Я так полагаю, что у М.Л. через несколько лет случился кризис среднего возраста. Он перестал тренировать детские группы и целиком и полностью переключился на организаторскую деятельность. В итоге на 7 лет я осталась единственным детским тренером в Этюде. Как это обычно бывает именно в трудные времена открываются ресурсы, о которых раньше и не подозревала. Таким ресурсом для меня стала моя тренерская интуиция. Она компенсировала мой невысокий квалификационный уровень.
Это выражалась в том, что потенциально способные дети быстро раскрывались и выходили на спортивную орбиту, но так как я была единственным тренером в то время они уходили в другие спортивные школы. Таким образом я подготовила много хороших учеников для Школы Петросян, Школы Ботвинника, Курчатовской школы, Школы Карпова. Много лет спустя мне это поставят в вину и забудут то, что я сохранила школу от закрытия.
Школа благодаря мне продолжала работать. У меня стабильно были три группы первого, второго и третьего года обучения. Что же помогло мне сохранять группы в отсутствии конкуренции внутри группы? Главным, являлся принцип – работа без аутсайдеров. Я понимала, что ребенок это развивающаяся система. В начале он проходит адаптацию к нагрузкам , предъявляемых ему. Главное это понимать, какими навыками ребенок должен обладать, чтобы справиться с ними. Огромное значение имеет правильная последовательность и посильность предлагаемых игр и задач.
Таким образом я наблюдала шахматную эволюцию развития детей. Мне это помогло выстроить преемственность в переходе от одной группе к другой. В итоге у меня появились критерии в определении места уровня развития, на котором потенциально находится мой ученик. Например: приходит ко мне десятилетняя начинающая девочка, решающая задачи на мат в 1 ход и разыгрывающая дебют четырех коней. Играет аккуратно ничего не зевает, поэтому я определяю ее в группу второго года обучения. При предъявлении задач чувствует себя очень неуверенно. Я, как всегда, рассказываю способ , включающий ориентировку по значимым признакам. Девочка быстро схватывает алгоритмы. Обладает высокой работоспособностью. Через месяц я перевожу ее в третий год обучения. После чего она начинает побеждать во внутренних турнирах и к весне успешно играет за сборную школы в московских командных турнирах. А если бы я действовала консервативными методами: «Вот пока всего Иващенко не перерешаешь не получишь доступ в более высокую по уровню группу». Получился бы такой результат? Единственно, что такие раскрывшиеся таланты переходят к другим тренерам. Я отношусь к этому с пониманием. В этом и заключается моя работа в Этюде.
В 2009 году школа переходит в собственность Захарова А.С.
Он же и является директором по нынешний день.
Постепенно Александр Сергеевич стал вводить свои правила. Например, работать по определенным учебникам. Сократил занятия с 1.5 часов на 1 час. Ну и последние два года я работаю с первым годом и слабым вторым . Я надеюсь, он знает, что делает. Последние два года наши начинающие становятся очень легкой добычей для учеников из других школ и выйти в финал Москвы оказывается непосильной задачей. Но кто я такая, чтобы давать ему советы. Подумаешь была первым тренером чемпиона этого года Москвы до 11 Ускова Артема и вице чемпиона Иванникова Максима. Повезло скажут многие. Но мы то знаем – везет тому, кто везет.
Положительным итогом моей работы в Этюде считаю разработку преемственности с опорой на развитие детских способностей посредством шахмат, что обеспечивало высокую сохранность групп и мотивацию учащихся.
Стратегия с акцентом на развитие способностей оказалась очень успешной для запуска на спортивную орбиту многих способных учеников, используя кратчайшие траектории. Для учащихся со средним темпом продвижения было разработано много содержательных направлений в их развитии, которые я с успехом использую на уроках шахмат в школе, так как это основано на общих способностях присущих всем детям.