Как исторические параллели помогают освоению шахматной игры (конспект урока)


Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский

Впервые о вкладе Изабеллы Кастильской в шахматы я узнала, когда находилась в Барселоне в уютном ресторане. Гид нашей группы , узнав, что я учу шахматам детей , рассказала мне эту историю. В XV веке Изабелла повелела ферзя заменить на королеву дав ей неограниченную власть на шахматной доске. Ее суровая жизнь, проходившая большую часть в походных условиях, где она наравне со своим мужем Фердинандом Арагонским боролась против мавров за освобождение Испании, напоминает мне один эпизод шахматной игры.

В этой позиции я рассказываю учащимся о королеве Избелле и ее муже Фердинанде, посвятившим свою жизнь за освобождение Испании от мавров. Прямое нападение на короля ничего не дает. Показываем учащимся, чтобы они убедились, что прогресс отсутствует. Попробуем подвести короля поближе для того чтобы королева смогла контактно нападать на черного короля. Как бы мы не старались у короля в центре всегда остаются два свободных поля. Спрашиваем учащихся : » Может быть это миссия не выполнима?» Некоторые начинают сомневаться, но обязательно найдется ученик который будет уверен в победе белых. Поддерживаю его решительный настрой, но уточняю :» При каком условии это возможно?» Даю подсказку : » Скажите , а шахматная доска бесконечная?» Здесь учащиеся начинают прозревать и вспоминают про угол шахматной доски, куда по их мнению нужно отправить черного короля. На что, я отвечаю, что и крайней линии будет достаточно и выставляю финальную позицию заматованного черного короля. Потом опять возвращаю исходную позицию. Только, что мы выяснили с учащимися, что прямое нападение на черного короля ничего не дает.

Поэтому я показываю учащимся как королева подкрадывается к дому черного короля. Благодаря такому приему она отнимает 5 полей в его доме. Хорошо, но недостаточно. Для того чтобы оттеснить черного короля нужны совместные действия белых фигур. На диаграмме выше ход белых и я спрашиваю учащихся : » Как вы думаете, а короли борются друг с другом?» Подавляющее большинство отвечает, что не борются, так как король на короля не нападает и они обязаны держать дистанцию. В этот момент я очень сильно озадачиваю своих учеников утверждением, что короли все таки борются друг с другом, но делают это они особым способом. Это похоже на битву волшебников. Для того чтобы выиграть эту битву необходимо белому королю встать на одну линию и клетку такого же цвета, что и черный король. Произнести заклинание абракадабра, взмахнуть волшебной палочкой и вуаля, черного короля отбрасывает в сторону.

В этой позиции ход белых и я опять спрашиваю кто дальше от черного короля. Ответ не составляет труда. Конечно белая королева/ белый ферзь (кто как привык). Даю детям задание выполнить прием полкрадывание. Как правило мои ученики сидят с досками и все ответы они показывают своими ходами, а не выкриками. После того , как я проверила готовность класса перехожу к следующему особенно волнительному моменту.

Если сейчас белая королева подкрадется поближе, то случится непоправимое. Миссия будет провалена. У черного короля не останется ни одного свободного поля, но и нападение отсутствует, поэтому будет объявлена ничья, так как на доске пат. Чтобы этого не случилось, запоминаем правило — как только король встал на крайнюю линию, так сразу его необходимо королевой отрезать от остальной части шахматной доски. Следование такому правилу убережет от создания пата. Я предлагаю детям встать королевой на соседнюю с крайней линией , на которой находится черный король.

Опять спрашиваю :» Кто далеко находится от черного короля?» Учащиеся в ответ приближают белого короля и следующим ходом после черных ставят мат.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *