Миссия невыполнима?


Вклад шахмат в развитие детей бесценен. Но иногда миссия по обучению шахматам кажется невыполнимой, особенно если это происходит не чаще одного раза в неделю и одновременно с целым классом на последнем уроке в школьном расписании. Но самое главное, что педагоги сами усугубляют ситуацию, поддавшись ошибочным стратегиям обучению шахматам.

  • Одной из таких ошибок является поток избыточной информации вместо того, чтобы создать учащимся условия для самостоятельных открытий.
  • Когда в начале обучения мы говорим : «Запомни это». Потому что тем самым мы блокируем детское мышление.
  • И наконец последняя ошибка это когда мы недооцениваем или переоцениваем обучающихся. Например методика, где семилетние дети почти целый год разукрашивают шахматные фигуры или на третьем уроке учащихся знакомят со всеми шахматными правилами , включая рокировку и взятие на проходе.

Перед нами стоит следующая задача, как дать пищу для ума и не переутомить учащихся, используя шахматы? Ответ находится в самих детях. Потребность в игре является универсальной для всех детей. Опираясь на эту потребность можно соединить психические компоненты, в систему, отвечающие за целесообразное поведение по достижению значимых целей. Для успешной деятельности учащиеся будут мотивированы развивать навыки визуализации, самоконтроля и прежде чем действовать думать о последствиях.

Поэтому совмещение игры с обучением является единственным разумным решением в сложившейся ситуации с шахматами в образовании. Очень важно стараться использовать образное и ассоциативное мышление. Это значительно экономит умственную энергию детей. Что же касается потока информации, то я хочу показать, что даже на материале одной шахматной фигуры можно провести очень содержательное занятие, в котором дети будут принимать активное участие.

Когда я знакомлю учащихся с ладьей, то используя ассоциативное мышление я задаю вопрос на что похожа ладья. Предлагаю детям взять ее в руки и рассмотреть внимательно. Сходство сбашней улавливает большинство детей. Я соглашаюсь с ними и добавляю, чтобы дети представили как будто у нее есть колеса. Значит она может двигаться по дорожкам на шахматной доске. Предлагаю поставить ее на шахматную доску и подвигать в разных направлениях.Некоторые начинают двигать ладью наискосок. В этом случае я такое направление сравниваю с движением по лестнице и спрашиваю : «Что произойдет с башней если она поедет по лестнице?» Включив детское воображение, ответ не составит им труда. Она сломается, развалится на части — отвечают ученики. Продолжаю развивать образ и сообщаю, что внутри башни сидит маленький человечек и он сильно проголодался. Расставляю на демонстрационной доске белую ладью и перевернутые пешки в знак, что они являются другими объектами, например печеньками. По очереди дети выходят к доске и ходом ладьи собирают печеньки.

После этого расставляю позицию с печеньками в которой уже две ладьи, одна белая другая черная Предлагаю учащимся поочереди собирать печеньки. Кто больше соберет тот и победит.

В оставшееся время можно порешать задачи на определение результата игры в позициях поочередного совершения хода с запретом на пустые перемещения. В этих позициях белая ладья ест белые печеньки, а черная черные печеньки. Так легче будет отследить перемещения шахматных фигур и определить результат. Ведь если ладьи окажутся на одной линии, то победит та чья очередь ходить. Можно разделить детей на команды и попросить ответ показывать поднятием шахматной белой или черной фигуры. В случае ничьи поднимать обе фигуры.

Вот так я стараюсь проводить урок — при миниуме информации максиум детской активности, поиска и самостоятельных действий с их стороны. При таком подходе развивается структура мыслительной деятельности. Шахматы являются хорошим средством для этой цели.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *