Этим летом я сочинила новую шахматную сказку под названием «Приключения крошки Лу в шахматном зазеркалье». Я сейчас ее использую в своем преподавании шахмат, как учебного предмета в школе первоклассникам на уроках шахмат.
Раньше я использовала другую сказку, описывающую борьбу фигур с пешками. Но в конце учебного года я обнаружила у многих учащихся несформированность важных шахматных навыков, таких как : нападение, защита и размен. О том чтобы учащиеся могли расчитывать позицию на два хода с последующей оценкой позиции остается только мечтать.
Поэтому появилась необходимость создания новой сказки , дающей необходимый материал для обучения этим важным навыкам.
На данную проблему формирования навыков вдумчивой игры у детей начинающих изучать шахматы я взглянула более широко. Я часто сталкиваюсь с несформированностью этого умения — сначала думаем о последствиях , потом делаем ход -у многих детей, в том числе и таких, которые уже имеют много информации о шахматах.
Я пришла к выводу, что существующая система обучения шахматам, заключающаяся в том чтобы просто информировать учащихся о правилах шахмат на начальном этапе, терпит провал и не формирует понимание и смысл происходящего на шахматной доске.
Данное умение необходимо культивировать на ранних стадиях обучения шахматам и для этого ребенку не обязательно знать как ходят все фигуры.
В план моего урока входит чтение главы моей сказки. Потом я с учениками разбираю позицию, с обсуждением результатов и приемов, которые используют герои сказки. В конце урока дети самостоятельно разыгрывают в паре упражнения с использованием изученных приемов. Сказка помогает сохранять образы героев в шахматных фигурах и сопереживать им. Поэтому это помогает им действовать осмысленно и стараться не подставлять их под бой.
Иллюстрация Татьяны Богачевой к сказке «Приключени крошки Лу в шахматном зазеркалье»