В последнее время специалисты шахматного всеобуча определили, что задачей шахматного всеобуча является достижение образовательных целей для каждого ученика в классе. Но при этом очень часто вводится запрет на игру в шахматы, иначе тебя уличат в страшном грехе спортивизма.
Учащиеся должны на уроке заниматься только решением шахматных задач. И вот с этим я не согласна.
Есть такое утверждение » Своя рука владыка». Смысл состоит в том , что пока не подвигаешь, не научишься, не освоишь геометрию шахматной доски
Наличие умеренной конкуренции также полезно. Для чего нужен партнер. Он контролирует тебя, а ты его. Благодаря этому развивается самоконтроль. Отсюда следует, что игра может быть хорошим образовательным инструментом при условии, что игровые задания будут адаптированы к возможностям учащихся или поставлены иные цели. Например, достижение материального выигрыша от трех баллов присуждается победа.
Не следует забывать про социально-психологическую роль шахмат как тренажера освоения конкурентной модели поведения. Соревновательная деятельность поглощает агрессивные импульсы, перенаправляя их в творческое и деловое русло. Благодаря шахматам решаются важные задачи социализации детей.
Хочу привести пример из собственной практики когда я работала психологом. Во втором классе возникла очень большая проблема. Ученики этого класса жестко дрались друг с другом буквально из-за пустяков. Снять эту проблему помогли настольные игры и в том числе шахматы.
Самый оптимальный вариант когда дидактика является продолжением игровой посильной практики. То есть изучаем ладью, значит играем в ладью. Цель этой игры будет заключаться в сборе предметов по очереди с партнером. Кто больше собрал, тот победил. Если выиграл чужую ладью также присваивается выигрыш.
В эту игру можно сыграть уже на первом уроке. Много времени не займет, а понятия вертикали и горизонтали учащиеся хорошо прочувствуют в собственной деятельности.