Выражаю огромную благодарность Рите Аткинс, озвучившей текст моего выступления на конференции в Лондоне.
Я работаю учителем шахмат в начальной школе и у меня есть возможность наблюдать за детьми, которые имеют затруднения при изучении шахмат. Педагоги отмечают, что такие дети на уроках математики плохо решают задачи. Они не понимают когда нужно прибавлять, а когда вычитать. Многие родители стремятся помочь своим детям дома, но когда они приходят в школу, то они забывают и опять делают ошибки. Такие факты указывают на то, что у детей слабо развита логика-пространственная структура.
По тому как дети учатся ходить шахматными фигурами по доске можно увидеть насколько хорошо или не очень у них развита логико-пространственная структура.
Поэтому я внимательно наблюдаю за тем как дети ходят ладьей. Это является важным диагностическим показателем их развития логико-пространственной структуры. Если я вижу, что они при выполнении хода ладьей уходят с линии или не могут напасть на объект, то я обучаю их приему «палец- указка». Этот прием позволяет детям преодолеть их трудности и не отставать от темпа обучения.
Многим детям хватает несколько раз применить этот прием после чего у них наблюдается положительная динамика в освоении хода ладьи. Если они начинают затрудняться в выполнении хода слона, то они уже сами используют прием «пальчик-указка».
Таким образом шахматы могут помочь детям дошкольного возраста активировать пространственное мышление и подготовить к началу школьного обучения.
В выступлении я рассказываю, что особое внимание я уделяю внимание базовым шахматным навыкам: поочередность хода, нападение, размен, множественное нападение и безопасное нападение. Такой акцент позволяет улучшить визуализацию получающихся позиций, в процессе выбора хода.
Такой неторопливый метод позволяет улучшить внимание и понимание для детей с гиперактивностью и детей с медленным темпом усвоения информации. Весь стимульный материал находится в моей сказке «Приключения крошки Лу в шахматное зазеркалье» и в рабочих листах на сайте logiqboard.com
Спустя три месяца после начала обучения, дети сыграли в шахматном турнире «Король это Замок». В эту игру дети с огромным удовольствием играли на занятиях.
Я очень счастлива, что мне удалось воплотить свои идеи на практике в работе с детьми и создать захватывающий и содержательный процесс обучения шахматам детей дошкольного возраста.