Я знаю особенности развития самоконтроля у детей. Они сначала действуют, потом думают. Это очень сильно огорчает тренеров. Однажды меня осенило — что нам мешает, то нам поможет.
Я создала прием, развивающий рефлексивное мышление, разрешив ученикам в заданиях делать ошибочный ход. Сначала они указывают ход, который напрашивается без длительного раздумия. Как правило, такой ход часто бывает ошибочным. Но он позволяет включить детям голову, запустив процесс поиска. В результате они понимают причину ошибочного решения. Значит они вполне способны предотвратить ее. Они возвращаются к первоначальной позиции , обогащенные новым знанием. После этого учащиеся начинают осознавать ошибочность своего хода и самостоятельно находят ход, удовлетворяющий требованиям позиции.
Например в позиции на диаграмме многим нравится ход белой пешкой на g4. Я спрашиваю, а как сыграют черные в этой позиции. На что многие правильно отвечают: «Черные пойдут пешкой на g5». После этого хода у белые не смогут выиграть в этой позиции. Возвращаемся к исходнной позиции, с новым знанием того, что белым нельзя допускать ход черной пешки на g5. Поэтому белые должны сначала играть белой пешкой на h4. Если король идет на f2, то белые играют на g4, и черные не догоняют проходную пешку белых.
Для развития рефлексивного мышления лучше всего подходят позиции с малым количеством фигур и пешек. Поэтому лучше всего для этой цели подходит решебник «Тесты по эндшпилю для IV разряда» автора В.А. Конотоп и С.В. Контоп. Таким образом, если создать условия для того, чтобы ребенок осознавал свою ошибку, то она станет важным фактором для его развития.
Таким образом подъитожив вышесказанное, получаем следующий алгоритм
В этой позиции белые начинают. Делаем оценку позиции. Она в пользу черных. Значит белым надо искать ничью. 1. 0-1 , нужна =
Обычно нашим ученикам нравится ход Кре6, с идеей побыстрее добежать до черной пешки. Поэтому 2. Кре6
Черная следующим ходом идет на поле g5 и после нападения на нее ходом белых Кр f5 , черные успевают защитить свою пешку ходом слона на d2. Поэтому в третий пункт пишем : 3. … g5
Значит для белых чтобы добиться ничьи, нельзя допустить этот ход. Поэтому четвертым пунктом пишем: 4. g5 Делаем проверку: 1. g5 Cd2 2. Kpe6 Cxg5 3.Kpf7 и на любой ход черных выигрывает черную пешку на g6, достигая ничьи. Вот как будет выглядить заполненная табличка:
Испытайте своих учеников и проведите исследование работает ли мой метод или нет.Предлагаю несколько позиций для этого.
Пособие можно скачать нажав на ссылку внизу.
Материалы взяты из учебного пособия: