Число сделанных мной викторин приближается к десяти. Поэтому я решила обобщить свой опыт их изготовления. Я всегда использую открытые методы. Это значит что я одну позицию использую два или три раза. Для того чтобы ответить на мой вопрос, позицию необходимо рассмотреть. В вопросе следует указание на, что смотреть или что искать. Я не прошу сразу выбирать или вводить ход. Когда отвечающий, рассматривает позицию, у него о ней создается впечатление. Иногда следует вопрос о взаимоотношениях фигур на доске и только потом я прошу выбрать или ввести ход. Для чего это нужно? Работая с детьми я увидела, что у них при выборе хода отсутствует ориентировочная фаза поиска хода. Они стараются быстро сделать ход. Если позиция имеет ложные ход, то как правило они выбирают его. Поэтому решение позиции начинается с активации ориентировочной фазы. Даже если в этой фазе будет допущена ошибка, то по результату играющий это поймет и насторожится. Когда нужно будет выбрать правильное решение, он будет делать это более вдумчиво. Естественно ориентировочную деятельность предваряет слайд с алгоритмом нахождения решения определенного типа задач. В необходимости такого подхода я тоже убедилась, работая с современными детьми. Если начинающим сразу давать задания, использующие разнообразные приемы, как например в решебнике Иващенко, но с подсказкой выиграй ладью, то дети стараются выиграть эту фигуру не задумываясь, о способе, который помог ее выиграть. Поэтому у детей не образуются важные обобщения и как следствие отсутствуют ориентиры, указывающие на условия применения того или иного тактического приема. Потому я написала сказку и учебное пособие по элементарной тактике адаптированное для детей от 5 лет и изучающих шахматы в рамках школьного расписания. В моей новой викторине я использую материал, взятый из этой книги. В этом году я уже использовала ее в своей практике и убедилась в ее высокой эффективности.
https://kahoot.it/challenge/05232542?challenge-id=fb28858e-9021-4379-bcb0-507fa6e5732d_1587326369921