Я открыла для себя первый шахматный алгоритм в начале своей шахматной педагогической карьеры. Это было как чудо. «Вот оно решение всех шахматных педагогических проблем» — думала я тогда. И действительно для большинства детей это было мощным организующим инструментом.
Данный алгоритм организует зрительное восприятие у детей и создает очень важный ориентир в виде зеленых полей в доме черного короля. После этого ребенок соотносит возможность атаки этой линии со своим фигурами. Многократно повторяя он автоматизирует этот навык и начинает быстро решать задачи.
Этот способ получил название метод «светофора». Король как пешеход соблюдает правила дорожного движения на шахматной доске.
Метод маркировки широко используется, но часто допускаются ошибки. Самая распространенная это то что метод маркировки использует только педагог для объяснения нового материала. Это здорово, но недостаточно. Необходимо чтобы учащиеся прежде чем делать ход также ее выполняли.
В этом примере пестрит в глазах от обилия цветных квадратов. Все это нарушает процесс восприятия и выработку значимых ориентиров.
Выбор цвета также очень важен. Например красные и розовые квадраты явно являются неудачным вариантом для маркировки.
Понятие алгоритма связано с последовательностью действий для достижения победной цели. На следующем уровне учащиеся сами определяют последовательность действий и потом решают аналогичные задачи, опираясь на него.
В этой позиции учащийся испытывал затруднения с решением. Я посоветовала ему прочитать алгоритм действий и с опорой на него он самостоятельно решил эту позицию.
На переднем плане этой фотографии вы видите изображения меча, дерева, цели и кубка. Подставляя фигуры я создаю задачи для моделирования по определенному алгоритму.
Таким образом алгоритм организует действия детей и устраняет хаос в их головах. По типу организации они бывают трех видов:
- Организующие восприятие- используется в решении задач на мат в 1 ход, и в тактике
- Управляющие действиями — используется в решении шахматных комбинаций
- Использующие образы — используется в решении задач на мат в 2 хода и в тактических конструкциях
- Управляющие действиями — используется в решении шахматных комбинаций
И напоследок одна очень важная рекомендация, если дети вспоминают как ходят фигуры или не могут сделать целенаправленный нападающий ход, то алгоритмы использовать нельзя!!!