Предлагаю вашему вниманию сценарий реального урока, который я недавно провела с учениками четвертых классов. Целью урока было обсудить с учениками, что значит понимание шахматной позиции и какие действия ученикам надо делать, чтобы оно у них появилось.
Чтобы понять, что требуется сделать в этой шахматной позиции, необходимо задать себе и найти ответы на вопросы:
1. О чем эта позиция?
2. Кто начинает и к какому результату стремится?
3. Какие трудности испытывает начинающие ходить первыми?
Посмотрите на эту позицию и ответьте на вопрос: » При каком условии белые смогут добиться победы?» Правильный ответ — если белая пешка сможет превратиться в ферзя. Но в данный момент ей угрожает черный король. Что необходимо сделать белым? Правильный ответ — защитить белую пешку слоном.
После этого в нашей голове начнут возникать идеи ходов. Мы берем понравившийся нам ход и исследуем его. Чтобы проверить его правильность, передаем ход черным и соотносим с заданной целью. Если выбранный нами ход не дает желаемого результата, ищем другой ход и также его проверяем. Если ход достигает цели, то он является верным решением к предложенной позиции.
Правильный ответ — защитить белую пешку слоном.
Белый слон может защитить пешку двумя способами 1. Сf6 и 2. Сf2 . Какой же выбрать?
Давайте попробуем защитить белую пешку слоном на f6. Чтобы проверить, правильный ли ход мы выбрали, о чем мы должны подумать?
Правильный ответ — подумать о том, как будут играть черные.
Черные в этой позиции могут напасть пешкой с5 и разменять белую пешку. В итоге получится ничья, так как слон и король не смогут поставить мат черному королю. Отсюда ясно, что надо защитить пешку слоном на f2. Проверяем этот ход и убеждаемся, что после взятия пешки на с5 белая пешка надежно защищена слоном с f2.
В этой позиции учащиеся должны сделать выбор между ходом Слона на d5 или на h7. После выбора хода проверить его, подумав как будут играть черные. Если белая пешка не разменивается и остается защищенной, значит выбранный ход правильный. Если нет, то выбираем другое решение.
В представленной выше позиции перед черными стоит та же самая задача. Постараться сохранить свою пешку от размена. Но нахождение хода является более проблематичным чем раньше. Второй ход черных так же очень важен, так как определяет результат партии.
В этой позиции помогаем учащимся наводящим вопросом: «В каком случае белые могут добиться ничьи?» Правильный ответ- если белый король сможет выиграть черную пешку. При каком условии он ее сможет выиграть? Правильный ответ — если она не будет защищена слоном. Как помешать слону защитить свою пешку? Правильный ответ — если мы заблокируем пешку на противоположном цвете для слона. Поэтому первым ходом движением белой пешки блокируем движение черной пешки, а потом идем и забираем ее королем. Напишите решение этой задачи в свою тетрадь.
После урока я собираю тетради и выставляю оценки за работу на уроке. Таким образом, мои ученики зарабатывают оценки на уроках шахмат.
В электронный журнал я даю домашнее задание зайти на сайт stepchess.ru в разделе эндшпиль , тема «лишний слон», первый уровень , 2 задание , решить 4 задачи и ход решения написать в тетрадь.
https://stepchess.ru/course/128/task/614
Теперь вы почувствовали разницу между педагогическим менталитетом и спортивно-ориентированным?