Вспоминая известное определение по тесту — как вы считаете стакан наполовину полон или пуст? В случае ответа -наполовину полон -вы оптимист, а если наполовину пуст, то пессимист.
Я по жизни оптимист и энтузиаст, но на вопрос достаточно ли половине класса иметь хорошие навыки шахматной игры, я отвечу отрицательно.
Потому что, если вторая половина класса не владеет навыками, то они на уроке шахмат заскучают. А если они заскучают, то не дадут учиться другой половине класса.
Поэтому формированию навыка я уделяю особое внимание и в новой школе, где я работаю уже полтора месяца. Для этого я ввела обучающие турниры на платформе lichess.org в сообществе этой школы.
За участие в таких турнирах длительностью всего полчаса я ставлю оценку отлично в электронный журнал.
Если вы подумали, что все ринулись активно участвовать в этих турнирах и становиться отличниками по школьному предмету шахматы, вы глубоко заблуждаетесь.
Некоторые оказались тотально занятыми, другие патологически равнодушными, а третьи стали обвинять меня, что я нарушаю их семейный уклад и мешаю им общаться со своими детьми.
Поэтому я предоставила выбор: либо играть в турнире и получать пятерку, либо делать домашнее задание, которое буду проверять и ставить оценку в зависимости от успешности его выполнения.
После появления троек в журнале за домашку число, предпочитающих играть в турнирах резко увеличилось с 125 участников до 310.
Что же представляют из себя шахматные обучающие турниры?
В данный момент я прохожу на уроках стратегию на материале эндшпиля.
С учетом того, что в классе имеются активно играющие в шахматы, и не прикасающиеся к ним совсем, я действую по принципу минимакса.
Кто-то в игровых заданиях отрабатывает элементарные навыки нападения, а кто-то продумывает глубокие стратегические планы.
Тема урока связана и с домашним заданием, и с темой турнира. Например, когда мы изучали план создания проходной из пешечного большинства, то задания в домашке были на тему пешечный прорыв, а темой турнира «пешечный бой».
Я даю четыре ссылки для участия и каждый выбирает удобное для себя время. Для учащихся продвинутого уровня проводятся тематические турниры на изучение определенных дебютов.
Таким образом ученики получают пятерки за участие, а я учеников, владеющих навыками игры, благодаря которым они активно участвуют в шахматных уроках.
На основе этой активности я формирую у них понимание законов шахматной игры и логическое мышление.