Недавно я провела урок шахмат, посвященный изучению тактического приема «Засада». Подошла к этому максимально творчески. Используя сюжет мультфильма «Бременские музыканты», наглядно продемонстрировала механизм этого приема. После этого выставила данную тактическую конструкцию на шахматной доске, попросила учеников, подумать, чем отличается шахматная засада от той, которую используют в жизни.
Нарисовала условие задачи, где меч обозначал атакующую фигуру черного короля. Дерево обозначало белую фигуру, за которой прятался нападающий на черного короля. Черный король находился под прицелом, так как засада выстраивалась против него. Кубком я обозначила черного ферзя, так как цель засады преследовала его выигрыш. Ответ учащиеся показывали на своей доске. Я подходила к каждой паре и проверяла задание. Также можно дать задание в графическом виде и попросить учеников ответ нарисовать на шахматной диаграмме.
С этими пятиклассниками я работаю два месяца на седьмом уроке, один раз в неделю в рамках внеурочной деятельности. Я постаралась, чтобы они максимально активно выполняли задание. Для этого перед всеми стояли шахматные доски. Детская активность является главным условием их развития. Шахматы как урок не для шахмат, а для той работы, которую выполняют учащиеся когда ими занимаются.