В чем заключается влияние шахмат на развитие детской личности (1 часть)


   Общеизвестно, что шахматы развивают детское мышление и учат думать.Но это еще не все.

Известно также, что зрительное восприятие у детей  к старшему дошкольному возрасту очень хорошо развито. Отсюда следует, чтобы научить шахматам, осталось только преподать им начальные правила ходов шахматных фигур или так называемые основы шахматной культуры.   И как по волшебству это запустит  интеллектуальные процессы и дети станут более умными и обучаемыми, но как правило это не происходит.

Потому что, при этом не учитываются расхождения между восприятием пространства шахматной доски и  восприятием окружающего мира. Наши глаза движутся по круговой орбите и поэтому не видят углов. Отсюда такие проблемы с восприятием диагоналей. Нейроны соединены в объёмную сеть . Поэтому шахматная доска для детей это пестрый узор, в котором они плохо выделяют линии по заданию.

Данный факт усиливается эгоцентрическим восприятием детьми окружающего мира. Познание ребёнка сосредоточено лишь на собственной позиции и целях, только на  своих стремлениях и переживаниях, и ему непонятно, что возможна другая позиция, другие цели.

Требуются усилия, чтобы в образующейся в мозгу ребенка пространственной  сети появились линейные связи, а также преодолеть детский эгоцентризм. Без этой работы, адаптирующей к восприятию шахматного пространства, процесс мышления в полной мере не запустится.

Преодоление детского эгоцентризма путем формирования психической структуры, отвечающей за пространственные перемещения.

Работа педагога  по преодолению детского эгоцентризма состоит из двух этапов.

В начале  усиливаем эгоцентрическую позицию ребенка путем его вовлечения в ситуации пространственных перемещений.  Это ситуации, в которых он перемещается непосредственно сам или действует на шахматной доске.

Например, действует шахматной фигурой как продолжением самого себя. На данном этапе очень эффективно работает метод активных игровых шахмат. Происходит активное эго вовлечение в процесс обучения шахматам.

Следующий этап состоит в децентрации эгоцентрической позиции ребенка, ее преодолении. Достигается это путем подбора  заданий по тактике , в которых он ощущает недостаточность старого метода, где устанавливались только прямые связи «Я»-фигура».  В новых заданиях он вынужден  уходить от активного внимания  на своем «Я» и начинать искать связи между фигурами на доске с доминантой внимания на этих соотношениях, а не на прямой связи с собой. Затем он соотносит находимые связи между фигурами со своими возможностями их использования в игре, и только после этой предварительной аналитической работы начинает действовать.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с разным уровнем развития пространственных представлений.

Наблюдая за детьми, занимающихся шахматами, можно увидеть нетипичные проявления детской активности. Особенно бросающейся в глаза такой особенностью у детей является включение языка.

Дети высовывают кончик языка и совершают активные движения от одного угла рта к другому.

Одной из причин этого является то, что язык берет на себя роль указателя в пространственных перемещениях руки. Такая несвойственная для  языка работа указывает на недостаточную энергетизацию зрительного центра.

Обычно у таких детей плохая зрительная память, особенно пространственная.

Необходимо обратить внимание на осанку ребенка и его общий мышечный тонус . Таким детям необходимо заниматься плаванием или лечебной физкультурой , направленной на ее улучшение.

В результате происходит активация позвоночного столба, который в свою очередь передает энергию выше.

Такие занятия заряжают энергией подкорковые зрительные центры и теменные зоны , отвечающие за анализ и синтез информации. Создаются необходимые предпосылки для того, чтобы у ребенка развивалась хорошая долговременная память.

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей.

Первая сигнальная система (в частности, сенсомоторный интеллект – аналитико-синтетическая работа психики с ощущениями, образами, представлениями) является базовой основой для развития психики ребенка при обучении шахматной игре.

Вторая сигнальная система (речь) играет вспомогательную роль в организации эффективной шахматной деятельности.

Без собственной игровой практики детям невозможно прочувствовать геометрию шахматной доски.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *