Тезисы к Лондонской конференции, посвященной расширению прав женщин


     Подчиненность и зависимость – вот основные характеристики положения большинства женщин в современном обществе. Такова реальность для многих женщин, особенно для тех у которых низкий социальный старт. Мне это хорошо знакомо. Я много лет работаю в сфере, где доминируют мужчины. Конкуренция является одной из главных характеристик мужского сообщества. Женщинам рискнувшим вступить в это сообщество приходится принять эти правила. Одной из главных целей конкуренции является установление доминации над остальными членами сообщества. Для достижения этой цели часто используются нечестные приемы. Могу привести свой пример из жизни. В первые годы мне сопутствовал успех на тренерском поприще. На следующий день после удачного выступления моих учеников, я узнала, что у меня нет больше этих учеников. Они по приглашению перешли к другому тренеру, не поставив меня даже в известность. Обычное дело, скажите вы: «Крупная фирма поглотила более мелкую».

     Это событие повлияло на всю последующую мою жизнь. Я разочаровалась в тренерской деятельности и поменяла свои приоритеты в работе. На первое место я поставила развивающие цели. Для того чтобы создать эффективную технологию развития детей посредством шахмат я поступила в университет на специальность педагогики и психологии. После окончания учебы я вернулась к тренерской деятельности, но теперь рассматриваю эту работу как возможность исследования детских возможностей и свою творческую лабораторию.

         Работая психологом, я занималась повышением обучаемости у детей, используя нейропсихологические методы. Работа в классах коррекционного развивающего обучения четко сформировала мои принципы работы, легшие в основу моей технологии обучения шахматам. Основной принцип коррекционной педагогики заключается в опоре на актуальный уровень развития ребенка, а также в выявлении его затруднений и ресурсов, помогающих ему преодолеть эти затруднения. Только после этого педагог может двигаться дальше. Мои сказки отчасти являются практической реализацией этого принципа.

      Помогая, затрудняющимся детям или вникая в их состояния, я в первую очередь стараюсь проявить заботу и понимание, а только потом требовательность.  К сожалению, такое отношение не встречает понимание у большинства мужчин педагогов, работающих с начинающими. Поэтому женщины педагоги оказываются более способны к реализации развивающего обучения, чем мужчины. Понимание необходимости разговаривать с детьми на понятном для них языке образов и опираться на интуитивно понимание пространственных представлений, для женщин педагогов является естественным и не вызывает чувства отторжения. Чем выше уровень шахматного мастерства у мужчины педагога, тем труднее ему работать с детьми.

 Сейчас я работаю учителем шахмат с подростками 11-12 лет в обычной московской школе. Большинство учащихся знают правила движения фигур. Некоторые имеют негативное отношение к шахматам из-за неуспешного опыта конкурентной борьбы или сложностью предъявленного шахматного материала ранее. В классе присутствуют одновременно 30 человек. Урок происходит с регулярностью одного раза в неделю. Как вы думаете, чему я могу научить их в таких условиях. Все зависит от целеполагания. Если бы я поставила себе цель научить их хорошо играть в шахматы, то миссия была бы невыполнима. Я использую этот урок для самопознания и саморазвития учащихся посредством шахмат. Идея состоит в том, чтобы решая элементарные позиции, учащиеся используют те же мыслительные операции и испытывают те же состояния, в которых находятся шахматисты, играя серьезную турнирную партию. Такие мыслительные операции и оптимальные состояния для их свершения, как визуализация, самоконтроль, концентрация внимания, поиск оптимального хода, являются универсальными для успешной человеческой деятельности и самореализации. Тренировка этих качеств посредством шахмат для подростков, может дать им хороший стимул в их дальнейшем самосовершенствовании.

Когда я сообщила учащимся, что темой нашего урока изучение хода ладьи, то все весело засмеялись и сказали мне, что они прекрасно знают, как ходит ладья. Тогда я дала им следующее упражнение.

В задании на малоформатной шахматной доске 4Х4, где белая ладья на а2, черная ладья на b1 необходимо определить результат игры при условии обязательного взятия белой ладьей неподвижных черных пешек на полях:a3,a4, b4, c4 и черной ладьей белых неподвижных пешек на  b2,b3,c2,c3 Если две ладьи встретятся на одной линии, то выигрывает та ладья, которой принадлежит очередь хода. В этом задании учащийся может по очереди передвигать фигуры за белых и черных, что очень хорошо для повторения и закрепления правила хода и взятия ладьи. Знающие правила ходов шахматных фигур, могут попытаться определить результат игры, не передвигая фигур на доске.

Веселье сразу поубавилось. Навык визуализации у подростков был плохо развит. Пришлось им нарисовать позицию. Поставив указательные пальцы на белую и черную ладьи и поочередно двигая их, им с трудом удалось выполнить это задание.

Представление будущей позиции, получаемой после перемещения фигур с опорой на зрительное восприятие текущей позиции, я называю визуализацией. Развитая визуализация улучшает самоконтроль, а это в свою очередь повышает уверенность в себе и общую самооценку обучающихся.

Упражнения на моделирование задания по условию я использовала, когда проходила тему вертикали и горизонтали. Я попросила учащихся представить себя строителями домов по следующим проектам: 1–2\, 2– 1\,3 – 2 \, 2 – 3 \, 3 –4 \. Горизонтальные черточки обозначают количество этажей, а вертикальные количество подъездов. Для выполнения этого задания необходимо нарисовать прямоугольник, а потом разделить его на соответствующее проекту количество горизонтальных и вертикальных секций. Мои ученики впали в ступор уже на первом проекте, в котором нужно было нарисовать одноэтажный дом с двумя подъездами. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы они сообразили, что прямоугольник нужно разделить пополам вертикальной линией. После этого задания я попросила учеников вывести закономерность деления прямоугольника на соответствующее количество вертикальных и горизонтальных полос. Справиться с этим смогли только те, кто активно и самостоятельно справился с первым заданием. Мои учащиеся поняли разницу между знаниями и практическими навыками в шахматах. Чтобы знания стали навыками необходимо приложить усилия. Это универсальное правило, которое я наглядно продемонстрировала на элементарном шахматном материале.

Расширение прав женщин в сфере шахматного образования состоит в том, чтобы дать им возможность работать по программам, содержащие сценарии уроков, реализующие детские потребности в понятных для них содержании и образности, а также возрастным задачам.

 Не нужно из педагогов- женщин, работающих в шахматном всеобуче делать шахматисток, давая им избыточную информацию. Необходимо на элементарном шахматном материале показывать какие мыслительные операции совершают дети при их выполнении. Для педагогов такая подача не составит труда, так как вся педагогика в этом и заключается.

   Поэтому при составлении программ необходимо учитывать эти преимущества женщин- педагогов и делать их равноправными участниками образовательного шахматного процесса. В современном мире важнее находить беспроигрышные стратегии, когда выигрывают все женщины и мужчины. Этого можно добиться взаимным уважением и признанием общих прав и ценностей на основе гармоничного баланса.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *